Отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества

 

Руководитель
Евгений Леонидович Алёшин

Посольство Российской Федерации
Унтер ден Линден 63-65
10117 Берлин

Тел.: + 49 (0) 30 224-87-580
Факс: + 49 (0) 30 229-93-97
E-Mail: bfkg@russische-botschaft.de

 

О НАС

Отдел по увековечению памяти погибших при защите Отечества был создан при Посольстве России в Федеративной Республике Германия в 2010 году. Около 700 тысяч российских (советских) граждан захоронены на территории Германии, две трети из них числятся как неизвестные. Всего на территории страны находятся более четырёх тысяч российских (советских) воинских захоронений, нуждающихся в постоянном уходе. В этой связи на отдел возложен круг задач, решение которых осуществляется во взаимодействии с немецкими органами федеральной и местной власти, архивными учреждениями, общественными организациями и волонтёрскими движениями.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РОССИЙСКИХ (СОВЕТСКИХ) ВОИНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЯХ В ГЕРМАНИИ

Существует ряд особенностей советских воинских захоронений на территории Германии. В восточных федеральных землях чаще всего располагаются советские военно-мемориальные комплексы и воинские кладбища. В западных – одиночные, братские могилы на местных церковных или муниципальных кладбищах, а также могилы на территории кладбищ бывших лагерей. Здесь преимущественно захоронены военнопленные и лица, угнанные на принудительные работы в Германии.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Правовую базу для работы по обеспечению сохранности российских воинских захоронений в Германии составляют следующие международно-правовые документы:

  • Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (четвёртая Женевская конвенция), принята 12 августа 1949 г. для составления международных конвенций о защите жертв войны

( Статья 130 ) »

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, принята 12 августа 1949 г.

Статья 130. Интернирующие власти будут наблюдать за тем, чтобы умершие интернированные были погребены с честью, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежали, чтобы их могилы уважались, содержались в порядке, были отмечены таким образом, чтобы их всегда можно было разыскать.

Умершие интернированные должны быть погребены в отдельных могилах, за исключением случаев, когда неизбежные обстоятельства заставят похоронить их в братской могиле. Тела могут сжигаться, только если это продиктовано настоятельными соображениями санитарного порядка, либо по требованиям религии, к которой принадлежал покойный, либо если последний выразил соответствующее пожелание. В случае сожжения об этом должно быть упомянуто с указанием причин в акте смерти интернированных. Пепел будет тщательно храниться властями державы, во власти которой находятся интернированные, и будет передаваться по возможности скорее ближайшим родственникам умершего по их просьбе.

Как только это позволят обстоятельства, и не позднее чем по окончании военных действий, держава, во власти которой находятся интернированные, должна отправить через Справочное бюро, предусмотренные в статье 136, державам, за которыми числились умершие интернированные, списки могил умерших. В этих списках должны содержаться данные, необходимые для опознавания умерших интернированных, а также точное местонахождение их могил.

  • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I), принят 8 июня 1977 года.

( Статья 34 ) »

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокол I), принят 8 июня 1977 года.

Статья 34. Останки умерших

  1. Останки лиц, которые умерли по причинам, связанным с оккупацией, или в заключении, являющемся следствием оккупации или военных действий, и лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они умерли в результате военных действий, пользуются уважением, и места погребения всех таких лиц пользуются уважением, содержатся и обозначаются, как это предусматривается в статье 130 Четвертой конвенции, если останки таких лиц или места их погребения не пользуются более благоприятным отношением в соответствии с Конвенциями и настоящим Протоколом.
  2. Как только позволят обстоятельства и отношения между противными сторонами, Высокие Договаривающиеся Стороны, на территории которых находятся могилы и, возможно, другие места погребения останков лиц, умерших в результате военных действий или во время оккупации, или в заключении, заключают соглашения с целью:

а) содействия доступу родственников умерших и представителей официальных служб регистрации могил к местам погребения, а также определения практических мер по обеспечению такого доступа;

  1. b) постоянного сохранения и ухода за такими местами погребения;

с) содействия возвращению останков и личного имущества умерших на родину по просьбе этой страны или, если эта страна не возражает, по просьбе близких родственников умерших.

  1. В случае отсутствия соглашений, предусмотренных в пунктах 2 «b» или 2 «c», и если страна, являющаяся родиной умерших, не согласна обеспечивать содержание таких мест погребения за свой счет, Высокая Договаривающаяся Сторона, на территории которой находятся такие места погребения, может предложить оказать содействие возвращению останков таких умерших на родину. Когда такое предложение не принимается, Высокая Договаривающаяся Сторона по истечении пяти лет с даты такого предложения и после должного уведомления страны, являющейся родиной умерших, может принять меры, предусмотренные в ее собственном законодательстве в отношении кладбищ и могил.
  2. Высокой Договаривающейся Стороне, на территории которой находятся места погребения, упомянутые в настоящей статье, разрешается производить эксгумацию только:

а) в соответствии с пунктами 2 «с» и 3; или

  1. b) когда эксгумация вызывается высшей общественной необходимостью, включая случаи, вызываемые медицинской необходимостью и необходимостью проведения расследования; в этом случае Высокая Договаривающаяся Сторона всегда с уважением относится к останкам и уведомляет страну, являющуюся родиной умерших, о своем намерении произвести эксгумацию, а также сообщает ей подробности о предполагаемом месте перезахоронения.

 

  • Письмо министрам иностранных дел четырех держав от имени Правительств ГДР и ФРГ (пункт 2), являющееся составной частью Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

( Пункт 2 ) »

Письмо Министерства иностранных дел ГДР и ФРГ, министерства СССР, США, Великобритании и Франции от 12 сентября 1990 г.

Пункт 2. Сооруженные на немецкой земле памятники жертвам войны и тирании будут уважаться и находиться под защитой немецких законов. То же касается военных захоронений, которые и за которыми будет осуществляться уход.

  • Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ от 9 ноября 1990 г. (статья 18), в соответствии с которым ФРГ взяла на себя обязательства по их сохранению и уходу.

( Статья 18 ) »

Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германия от 9 ноября 1990 г.

Статья 18

Правительство Федеративной Республики Германия заявляет, что сооруженные на немецкой земле памятники советским жертвам войны и тирании будут уважаться и находиться под защитой немецких законов. Это относится и к советским военным кладбищам, которые будут сохраняться и за которыми будет осуществляться уход.

Правительство Союза Советских Социалистических Республик обеспечивает доступ к могилам немцев на советской территории, их сохранение и уход за ними.

Соответствующие организации обеих Сторон расширят свое сотрудничество в этих областях.

  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством ФРГ об уходе за военными могилами в РФ и ФРГ от 16 декабря 1992 г. (вступило в силу 21 июля 1994 г.).

( Соглашение… ) »

Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии об уходе за военными могилами в Российской Федерации и в Федеративной Республике Германии от 16 декабря 1992 г.

Правительство Российской Федерации

и

Правительство Федеративной Республики Германии,

руководствуясь обоюдным желанием предоставить погибшим в войнах с обеих сторон достойное последнее пристанище,

сознавая, что уход за могилами погибших в войнах на российской и германской земле является конкретным выражением взаимопонимания и примирения между народами Российской Федерации и немецким народом,

во исполнение статьи 18 Договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германией от 9 ноября 1990 года,

желая окончательно урегулировать вопросы в отношении расположенных на территории Договаривающихся Сторон военных могил первой и второй мировых войн, в которых захоронены погибшие другой Стороны, 6*

стремясь обеспечить сохранность этих могил и уход за ними достойным образом и в соответствии с положениями действующего международного гуманитарного права,
согласились о нижеследующем.

Статья 1

Настоящее Соглашение касается сохранения военных могил Договаривающихся Сторон и ухода за ними на территории обоих государств.

Статья 2

Для целей настоящего Соглашения нижеследующие термины означают:

а) «погибшие в войнах с немецкой стороны»:
лица, входившие в состав германских вооруженных сил,
приравненные к ним в соответствии с германским законодательством лица,
прочие лица с германским гражданством, умершие в результате событий войны 1914 — 1918 годов, а также войны 1939 — 1945 годов либо в результате их депортации;

б) «немецкие военные могилы»:
находящиеся на территории Российской Федерации могилы погибших в войнах с немецкой стороны;

в) «немецкие военные захоронения»:
кладбища или участки кладбищ на территории Российской Федерации, которые еще существуют, могут быть обнаружены или заложены вновь и на которых захоронены погибшие в войнах с немецкой стороны;

г) «погибшие в войнах с российской стороны»:
российские граждане, входившие в состав российских и советских вооруженных сил и павшие на германской земле в результате двух мировых войн,
российские граждане, умершие в германском военном плену или от его последствий до 31 марта 1952 г.,
российские граждане, умершие в германских лагерях для интернированных в период с 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г.,
российские граждане, угнанные в Германию в период с 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. на принудительные работы или находившиеся там против своей воли и умершие в этот период,
российские граждане, содержавшиеся в сборных лагерях под наблюдением общепризнанных международных организаций по оказанию помощи беженцам и умершие там либо после перевода их в больницы в период с 9 мая 1945 г. по 30 июня 1950 г. В случае если управление сборного лагеря было переведено в компетенцию германских властей после 1 июля 1950 г., то указанный период продлевается с 30 июня 1950 г. по день, предшествующий его передаче под германское управление;

д) «российские военные могилы»:
находящиеся на территории Федеративной Республики Германии могилы погибших в войнах с российской стороны;

е) «российские военные захоронения»:
места на территории Федеративной Республики Германии, где захоронены погибшие в войнах с российской стороны.

Статья 3

1. Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германии обеспечивают защиту военных могил и вечный покой погибших в войнах с каждой из сторон в своем государстве и будут стремиться освободить территорию, окружающую военные захоронения, от всех сооружений, несовместимых с достойным обликом этих мест.
2. Правительство Федеративной Республики Германии вправе за свой счет осуществлять обустройство и уход за немецкими военными могилами и немецкими военными захоронениями в Российской Федерации.
3. Федеративная Республика Германия обеспечивает за свой счет сохранение российских военных могил и уход за ними на территории Федеративной Республики Германии.

Статья 4

1. Правительство Российской Федерации и Правительство Федеративной Республики Германии предоставляют друг другу с момента закладки кладбищ безвозмездно и на неограниченный срок используемые под военные захоронения обеих сторон участки земли как место вечного покоя погибших в войнах.
2. Права собственности не затрагиваются настоящим Соглашением. Все вопросы об изменении границ участков, используемых под военные захоронения, которые в последующем могут стать необходимыми, будут решаться по взаимному согласию Договаривающихся Сторон или уполномоченными ими организациями. Если по согласию Договаривающихся Сторон участок полностью или частично прекращает использоваться для предусмотренной цели, то в этом случае правительство соответствующего государства теряет право пользования им.
3. Если участок, предоставленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, по причинам настоятельной государственной необходимости потребуется для иных целей, то правительство соответствующего государства отводит правительству другого государства иной подходящий участок и берет на себя расходы по перезахоронению умерших и обустройству новых могил. Подбор нового участка, его обустройство и проведение перезахоронений осуществляются по взаимному согласию. Перезахоронение производится преимущественно путем переноса военных могил в места уже существующих военных захоронений.

Статья 5

1. Правительство Российской Федерации будет разрешать Правительству Федеративной Республики Германии перенос могил погибших в войнах с немецкой стороны, перезахоронение которых Правительство Федеративной Республики Германии считает необходимым, если в связи с этим для Правительства Российской Федерации не возникнут расходы и после рассмотрения представленного ему на согласование соответствующего плана. Эксгумация погибших в войнах с немецкой стороны осуществляется работниками по выбору Германской Стороны.
2. Если Правительство Российской Федерации считает необходимым перенос российских военных могил на территории Федеративной Республики Германии, то Правительство Федеративной Республики Германии будет разрешать перезахоронение умерших после рассмотрения представленного ему на согласование соответствующего плана, если в связи с этим для Германской Стороны не возникнут расходы. Правительство Федеративной Республики Германии со своей стороны и за свой счет имеет право предложить Правительству Российской Федерации произвести подобные перезахоронения.
3. О каждом перезахоронении погибшего в войнах с немецкой стороны составляется протокол, в котором указываются прежнее и новое расположение могилы, личные данные, надпись на личном знаке или иные опознавательные признаки. Один экземпляр этого протокола передается Правительству Российской Федерации.
4. Если немецкие военные захоронения на российской территории, которые, по имеющимся достоверным сведениям, существовали ранее, теперь вследствие изменений инфраструктуры прекратили свое существование и изъятие останков захороненных там погибших с немецкой стороны уже не представляется возможным, то Правительство Российской Федерации по германскому ходатайству разрешит установку в этих местах простых и достойных памятных знаков. Для этих целей Правительство Российской Федерации предоставит подходящий участок.
5. Если до окончательного погребения в пределах какого-либо немецкого военного захоронения потребуется временно похоронить обнаруженные на российской территории останки погибших в войнах с немецкой стороны, то Правительство Российской Федерации примет меры для их надлежащего и достойного временного погребения и обозначения могил. Германская Сторона может взять на себя возникающие при этом соразмерные расходы как часть общих расходов по окончательному погребению.
6. В случае последующего обнаружения на германской территории погибших в войнах с российской стороны Правительство Федеративной Республики Германии обеспечит их надлежащее и достойное погребение и обозначение могил.

Статья 6

Если в пределах российских или немецких военных захоронений наряду с военными могилами каждой из сторон имеются также могилы погибших в войнах из других государств, то этот факт должен надлежащим образом учитываться при решениях относительно сохранения этих могил и ухода за ними.

Статья 7

1. Перевозка останков погибших в войнах с немецкой стороны с территории Российской Федерации в Федеративную Республику Германию требует предварительного согласия Правительства Федеративной Республики Германии. Правительство Российской Федерации будет разрешать осуществление таких перевозок только при наличии такого согласия.
2. Согласие Правительства Федеративной Республики Германии требуется также в отношении ходатайств, полученных Правительством Российской Федерации и имеющих целью перевозку останков погибших в войнах с немецкой стороны в третьи страны.
3. Пункты 1 и 2 настоящей статьи действуют соответственно в отношении перевозки останков погибших в войнах с российской стороны в Российскую Федерацию или третьи страны.
4. Все расходы и сборы по эксгумации и перевозке за границу останков погибших в войнах с российской или немецкой стороны несет ходатайствующая сторона.
5. При эксгумации останков погибших в войнах с целью их перевозки могут присутствовать представители властей Договаривающихся Сторон.

Статья 8

1. Правительство Федеративной Республики Германии поручает техническое осуществление задач в Российской Федерации, вытекающих для Германской Стороны из настоящего Соглашения, Германскому народному союзу по уходу за военными могилами (именуемому в дальнейшем — Народный союз).
2. Правительство Российской Федерации поручает техническое осуществление задач, вытекающих для Российской Стороны из настоящего Соглашения, Ассоциации международного военно — мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» (именуемой в дальнейшем — ассоциация «Военные мемориалы»).
3. В случае намерения одной из Договаривающихся Сторон дать соответствующее поручение какой-либо другой организации на этот счет достигается договоренность между Договаривающимися Сторонами.

Статья 9

1. Правительство Российской Федерации оказывает Народному союзу всяческое содействие, в частности обеспечивает доступ к документам о немецких военных могилах и умерших немецких военнослужащих, которые имеются или появятся в распоряжении всех государственных и прочих учреждений. Иные договоренности этим не затрагиваются.
2. Правительство Федеративной Республики Германии также оказывает содействие ассоциации «Военные мемориалы», в частности в предоставлении всех документов, содержащих сведения о личных данных и расположении могил погибших в войнах с российской стороны. Это относится и к документам, которые могут быть обнаружены в будущем.
3. Для выполнения своих задач Народный союз может направлять в Российскую Федерацию своих представителей, специалистов и иных работников.

Статья 10

1. Народный союз при выполнении вытекающих из настоящего Соглашения работ по возможности пользуется услугами местной рабочей силы и использует местные материалы в соответствии с условиями свободной конкуренции.
2. Народный союз может также ввозить в Российскую Федерацию из Федеративной Республики Германии или из стран — членов Европейского Сообщества необходимые для выполнения упомянутых в настоящем Соглашении работ оборудование, транспортные средства, материалы и принадлежности и вывозить их.
3. При пропуске этих предметов действует следующий порядок:
а) временно ввозимые в Российскую Федерацию оборудование и транспортные средства пропускаются с отметкой таможенного органа о ввозе этих предметов под обязательство об обратном вывозе после окончания работ;
б) материалы и принадлежности, предназначенные для обустройства и украшения могил или ухода за могилами, памятными знаками или кладбищами, освобождаются при ввозе от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных сборов, если дополнительно к обычной таможенной декларации таможенным органам представляются: подробная опись ввозимых предметов; подписанное надлежащим образом уполномоченным на то лицом обязательство о том, что названные предметы будут использованы только в целях, предусмотренных настоящим Соглашением.

Статья 11

1. Предоставление указанных в пункте 1 статьи 4 настоящего Соглашения участков, используемых под немецкие военные захоронения, дает Народному союзу право в рамках действующего российского законодательства непосредственно производить все работы по обустройству и благоустройству военных захоронений, а также по строительству соответствующих подъездных путей, помещений для посетителей и по созданию прочих необходимых условий для их пребывания.
2. Народный союз несет ответственность за то, чтобы при проведении им строительных работ соблюдались все санитарно — гигиенические нормы, предусмотренные российским законодательством, а также выполнялись соответствующие правовые и административные предписания в отношении кладбищ.

Статья 12

Ассоциация «Военные мемориалы» и Народный союз тесно сотрудничают друг с другом при выполнении стоящих перед ними задач. Детали практического и технического осуществления положений настоящего Соглашения регулируются напрямую между ними.

Статья 13

Настоящее Соглашение вступит в силу спустя один месяц со дня уведомления Договаривающимися Сторонами друг друга о том, что ими выполнены все необходимые для этого внутригосударственные процедуры в соответствии с существующим порядком.

Совершено в г. Москве декабря 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и немецком языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

Работа отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества сосредоточена на судьбах граждан, погибших на территории Германии, и ведётся по следующим направлениям:

  • Ведение учёта и паспортизация воинских захоронений,
  • Установление судеб погибших и розыск мест захоронений,
  • Увековечение памяти погибших при защите Отечества,
  • Координация мероприятий по осмотру воинских захоронений,
  • Участие в организации работ по ремонту и восстановлению воинских захоронений и мемориалов,
  • Координация мероприятий по обеспечению поисковой работы и перезахоронению останков погибших,
  • Совместные проекты с общественными организациями и волонтёрскими движениями.

Ведение учёта и паспортизация воинских захоронений

Паспортизация российских (советских) воинских захоронений на территории Германии – основа работы отдела по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Её цель – составление полного перечня российских (советских) воинских захоронений, предоставление возможности родственникам погибших на основе содержащихся в карточке сведений самостоятельно найти могилу своего близкого.

Паспорт воинского захоронения представляет собой учётную карточку с информацией о местонахождении, виде и состоянии захоронения, содержит план и фотографию кладбища. В него также вносится информация о количестве захороненных и их личные данные – фамилия, имя, отчество, воинское звание, год рождения и дата смерти. В случае, если количество захороненных превышает трех-пяти человек (например, в захоронении в Штукенброк-Зенне покоятся более 65 тысяч советских военнопленных!), в дополнении к учётной карточке составляется список захороненных с личными данными. Паспорт воинского захоронения составляется на двух языках, в трёх экземплярах. Один экземпляр остается у местных органов власти, второй – в Посольстве России, третий направляется в Москву.

Паспорта воинских захоронений проходят оцифровку и размещаются в интерактивном сервисе «Память народа» и ОБД «Мемориал», которыми ежедневно пользуются миллионы жителей России и других стран, а также иностранные специалисты и поисковики.

Установление судеб погибших и розыск мест захоронений

Работа по установлению судеб погибших и розыску мест захоронений проводится во взаимодействии с представителями российских, немецких и международных архивных и общественных организаций. Тесные контакты установлены со службой розыска Немецкого Красного Креста, с Международной службой розыска, Службой оповещения родственников бывших военнослужащих вермахта (бывший архив вермахта ВАСт), Бранденбургским обществом дружбы, и др.

Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Увековечение памяти погибшего производится при наличии документального обоснования, подтверждающего, что человек захоронен на данном захоронении. Таким обоснованием может служить документ из интерактивного сервиса «Память народа», извещение о смерти (похоронка) и др.

Внесение имени и личных данных погибшего в паспорт воинского захоронения (см. Ведение учета и паспортизация воинских захоронений) является одной из форм увековечения памяти. В случае, если на кладбище предусмотрена возможность установки мемориальных сооружений и внесения на них имён захороненных, память погибшего увековечивается путём нанесения имени на мемориальное сооружение, например, на мемориальную плиту.

Координация мероприятий по осмотру воинских захоронений

С целью осмотра текущего состояния воинских захоронений, а также определения мер по их сохранению, ремонту и обустройству, сотрудниками российских загранучреждений ежегодно проводятся совместные осмотры захоронений. Каждый год осматривается до 15% от их общего числа.

Участие в организации работ по ремонту и восстановлению воинских захоронений и мемориалов

Ежегодно на содержание всех военных захоронений Правительством Германии выделяется около 20 миллионов евро. 70% от этой суммы идёт на возмещение расходов местных органов власти по уходу и содержанию захоронений, 30% – на проведение ремонтно-восстановительных работ. Норма возмещения расходов местных органов власти составляет 27,5 Евро на одиночное захоронение, и 5,5 Евро на 1 кв. м сборного захоронения. Изменение внешнего вида советских (российских) воинских захоронений, а также их перенос производится исключительно с согласия Российского Посольства России в Федеративной Республике Германия.

Координация мероприятий по обеспечению поисковой работы и перезахоронению останков погибших

Международные поисковые операции по поиску останков погибших граждан бывшего Советского Союза проводятся отделом во взаимодействии с немецкими поисковыми организациями, такими как Германский Народный Союз по уходу за военными могилами и Союз по поиску погибших в Восточной Европе. Обнаруженные останки эксгумируются и подлежат перезахоронению с соблюдением установленных норм и законодательства.

Совместные проекты с общественными организациями и волонтёрскими движениями

Отдел взаимодействует с общественными организациями и волонтёрскими движениями по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества. Результатами совместных проектов становятся создание и пополнение баз данных о российских (советских) военнослужащих, захороненных на территории Германии, «субботники» на местах захоронения, проведение совместных мероприятий, приуроченных к памятным датам.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению обращений по вопросам установления судеб и/или мест захоронений (перезахоронений) родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны и захороненных на территории Германии

Обращения по установлению судеб и/или мест захоронений (перезахоронений) погибших родственников принимаются в письменной и электронной форме. Их следует направлять, соответственно, на почтовый адрес Посольства России в Федеративной Республике Германия (Унтер ден Линден, 63-65, 10117 Берлин) или на электронный адрес bfkg@russische-botschaft.de. Обращения направляются на имя руководителя отдела.

Обращения составляются с использованием средств автоматизации или разборчивым почерком без сокращения слов. В обращениях в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество заявителя, адрес электронной почты и/или почтовый адрес, а также контактный телефон. Обращения без контактных данных, а также анонимные обращения не рассматриваются.

Для установления судеб и/или мест захоронений (перезахоронений) родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны и захороненных на территории Германии, необходимо, по возможности, предоставить следующую информацию:

  • фамилия, имя и отчество разыскиваемого,
  • число, месяц, год и место рождения,
  • когда, каким военкоматом призван,
  • последние достоверно известные воинское звание, должность и место службы,
  • с какого времени утрачена связь или дата смерти,
  • дополнительные сведения о разыскиваемом (наличие наград, пребывание в госпитале и т.д.),
  • основание для поиска погибшего на территории Германии (извещение о смерти, сведения о пребывании в плену и т.д.).

При наличии дополнительных документов о разыскиваемом, в том числе ранее полученных справок из поисковых и архивных инстанций, необходимо приложить их копии к обращению.

В случае отсутствия сведений о погибшем их можно уточнить в военном комиссариате по месту призыва разыскиваемого, в интерактивном сервисе «Память народа» или в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Подольск, ул. Кирова, д. 74, 142100, Московская область, Российская Федерация.

Информируем, что, исходя из сложившейся практики работы с местными органами власти, поисковыми и архивными организациями Германии, срок обработки запроса может составлять год и более.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Ищу информацию о родственнике, погибшем в годы Великой Отечественной войны на территории Германии. Как правильно составить обращение по вопросам установления судьбы и места захоронения?

Подробные инструкции Вы можете найти в разделе Рекомендации по составлению обращений по вопросам установления судеб и/или мест захоронений (перезахоронений) родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны и захороненных на территории Германии.

  1. Направил Вам обращение по электронной почте по вопросам установления судьбы и места захоронения / увековечения памяти моего родственника в соответствии с рекомендациями на сайте. Ответа нет. Получили ли вы моё письмо?

В течение 3-5 рабочих дней со дня регистрации обращения мы направляем Вам подтверждение о принятии его на рассмотрение. Если Вы не получили от нас подтверждение в течение вышеуказанного срока, свяжитесь с нами по телефону или напишите письмо на нашу электронную почту – возможно, Ваше письмо не было получено.

  1. Каковы сроки рассмотрения обращения об установлении судьбы и места захоронения / увековечения памяти погибшего?

Исходя из сложившейся практики работы с местными органами власти, поисковыми и архивными организациями Германии, срок обработки запроса может составлять год и более.

  1. Мой родственник Иванов Пётр Андреевич погиб во время войны на территории Германии. К сожалению, другими сведениями не располагаю. Могли бы Вы помочь с установлением места захоронения?

Мы рассматриваем все обращения, даже при наличии минимального количества исходной информации. Вместе с тем, отсутствие таких данных, как год рождения, воинское звание, (примерные) дата и место гибели в большинстве случаев затрудняют ведение поиска. В этой связи представляется целесообразным перед составлением обращения провести самостоятельную работу по установлению сведений при помощи доступных с сети интернет ресурсах. Чем больше исходных данных Вы нам сообщите, тем больше шансов на успешное рассмотрение Вашего запроса!

  1. Существуют различные интернет-ресурсы об участниках Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.: ОБД «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа». Чем они отличаются? В каком ресурсе я скорее всего найду информацию о своём родственнике?

Все три вышеуказанных источника представляют собой электронные средства получения информации на базе архивных документов. Обобщённый банк данных «Мемориал» содержит копии донесений о безвозвратных потерях, извещений о смерти, госпитальные документы и пр., по которым можно установить судьбу и место захоронения военнослужащего. «Подвиг народа» – копии приказов о награждении и описания подвигов героев. Интерактивный сервис «Память народа» – наиболее новый ресурс из этой серии, объединяет информацию из ОБД «Мемориал» и «Подвиг народа», а также содержит интерактивные карты, по которым можно проследить судьбу военнослужащего: уточнить место его рождения, призыва, гибели и захоронения. Карты бывают особенно полезны в том случае, если указанный в донесении населённый пункт на сегодняшний день не существует или его название изменилось: установив место расположения данного населённого пункта в интерактивном сервисе «Память народа», можно получить представление о том, где его искать на современных картах.

Кроме того, имеется ресурс «Советские военные мемориалы в Германии»: здесь можно уточнить адрес воинского захоронения на территории Германии, ознакомиться с его описанием, в некоторых случаях – с фотографиями.

Мы рекомендуем проводить поиск с использованием всех вышеупомянутых ресурсов.

  1. Мой родственник захоронен на кладбище на территории Германии. Как узнать, увековечена ли его память?

Уточнить этот вопрос можно при помощи интерактивного сервиса «Память народа» или обобщённого банка данных «Мемориал». Персональные данные лиц, чья память увековечена, занесены в списки к учётным карточкам воинских захоронений. При этом наличие имени в списке не означает, что имя военнослужащего нанесено на мемориальную плиту захоронения.

  1. Получил подтверждение из вашего отдела, что память моего родственника увековечена, но ни в обобщённом банке данных «Мемориал», ни в интерактивном сервисе «Память народа» этой информации нет. Увековечена ли память моего родственника?

Если Вы получили от нас письмо на официальном бланке с подтверждением факта увековечения памяти Вашего родственника, значит, его память увековечена. Информация об этом факте будет передана для оцифровки и последующей публикации в обобщённом банке данных «Мемориал» и интерактивном сервисе «Память народа». Однако обновление данных ресурсов происходит не чаще одного раза в год, после заключения контракта с подрядчиком.

  1. Хочу получить копию личного дела / фильтрационно-проверочного дела / других сведений о своем родственнике. Можете ли вы мне в этом помочь?

Отдел не располагает архивными документами. Документы хранятся в фондах соответствующих архивов. Представляется целесообразным обратиться в них напрямую.

  1. В ходе написания диссертации установила, что военнослужащие Х воинской части были перезахоронены из места У в место Z, а другие – в место W. Почему так получилось?

Ведение научно-исследовательской работы не входит в компетенцию отдела.

  1. В годы Великой Отечественной войны мой родственник погиб за пределами Советского Союза, но не в Германии. Имеет ли смысл обращаться в ваш отдел?

Отдел занимается установлением судьбы и места захоронения военнослужащих, погибших на территории Германии. Обращаем внимание на то, что при посольствах Российской Федерации в Венгрии, Китае, Польше, Румынии, Словакии, США и Чехии существуют специализированные подразделения по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

  1. Мой родственник погиб на территории Германии, но не в период военных действий. Можете ли вы мне помочь?

Отдел занимается установлением судьбы и места захоронения лиц, погибших при защите Отечества в годы войны и при выполнении ими воинского долга в составе советских (российских) войск в Германии.

  1. В интернете прочитал, что военнослужащие Х полка (200 человек) пали во время битвы за Берлин. Пишут, что их память до сих пор не увековечена. Я сообщал вам об этом два месяца назад, но ничего не изменилось. Почему?

Увековечению в приоритетном порядке подлежит память погибших на основании обращения родственников. В случае отсутствия такого обращения память погибших при защите Отечества подлежит увековечению в плановом порядке. Ежегодный план отдела формируется с учётом возможностей произведения увековечения памяти погибших в периоды проведения ремонтно-восстановительных работ на воинских захоронениях на территории Германии и достижения соглашений по увековечению с немецкой стороной.

  1. Обнаружил неухоженное воинское захоронение. Что делать?

Представляется целесообразным сообщить об этом в наш отдел с приложением фотографий, указанием адреса, персональных данных лиц, чьи имена нанесены на мемориальные плиты, и другой известной Вам информации.

  1. На воинском захоронении обнаружила свастику и другие признаки осквернения. Что делать?

Представляется целесообразным сообщить в наш отдел с приложением фотографий и указанием адреса захоронения. Вы можете также привлечь внимание местной полиции к данному акту вандализма.

  1. Ваш отдел сообщил мне, что сведениями по моему вопросу о судьбе и месте захоронения родственника не располагает. Неужели у вас нет совсем никакой информации?

Сожалеем, что поиск не увенчался успехом. Наш отдел предоставляет ответ исключительно на основании документов, полученных путём обращения в соответствующие архивные инстанции. Отдел не имеет собственного архива и не ведёт архивную работу. Наш ответ также не может быть основан на догадках, предположениях или оценках наших сотрудников.

Вместе с тем, работа по выявлению и публикации архивных документов не стоит на месте. Благодаря оцифровке и размещению в сети интернет данных архива Министерства обороны Российской Федерации и других архивов всё больше материалов доступны общественности для изучения. А значит, шанс установить судьбу погибшего родственника – пусть не сегодня, но в будущем – исключить нельзя.

  1. Хочу внести свой вклад в дело увековечения памяти погибших за освобождение мира от фашизма. Как стать волонтёром отдела?

Отдел взаимодействует с волонтёрами, как из Германии, так и из России. Мы благодарны каждому, кто внёс вклад в достойное дело увековечения памяти погибших при защите Отечества. Если Вы хотели бы поучаствовать в работе отдела на добровольных началах, пришлите своё резюме и краткое сообщение о том, почему Вы хотели бы стать волонтёром отдела, на наш адрес. Мы свяжемся с Вами и обсудим возможности взаимодействия.