Об антикоррупционном законодательстве ФРГ

Правовые основы борьбы с коррупционными преступлениями в ФРГ закреплены в широком круге  документов. На федеральном уровне это, в первую очередь, Основной закон (Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland) 1949 г., где в ст. 13, 34, 73 регламентированы общие конституционно-правовые основы осуществления правоохранительной деятельности. Подробная классификация и конкретизация коррупционных действий содержатся в германском Уголовном кодексе (Strafgesetzbuch, от 1871 г., с последними изменениями от 11 июля 2022 г., далее – УК ФРГ) в разделе «Должностные преступления».

Согласно УК ФРГ, предложение, дача или получение денежной взятки в рамках сделок внутри страны или за границей являются уголовно наказуемыми деяниями. Руководящие работники могут быть привлечены к ответственности за коррупционные деяния представителей предприятия при условии, что они оказывали последним активную поддержку или ничего не предпринимали для прекращения ими коррупционных действий. Наказания для лиц, осужденных за взяточничество, предусматривают тюремное заключение на срок до 10 лет, денежные штрафы и конфискацию доходов, полученных в результате совершенного им преступления.

В части, касающейся предпринимательского сектора, законом «Об административных правонарушениях» (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten, от 1987 г., с последними изменениями от 5 октября 2021 г.) устанавливается, что предприятия несут гражданско-правовую ответственность за коррупционные деяния, совершенные от их имени. Собственник и руководство предприятия могут быть привлечены к ответственности за умышленное или допущенное по небрежности невыполнение необходимых надзорных мер по предотвращению юридически наказуемого деяния. Максимальный размер штрафов составляет 10 млн.евро за каждое умышленное юридически наказуемое деяние и 5 млн. евро – за каждое такое деяние, совершенное по небрежности. При этом допускается неограниченное превышение данных сумм, дабы власти могли взыскивать все доходы, полученные в результате совершения коррупционных деяний.

26 ноября 2015 г. в Германии вступил в силу Закон о противодействии коррупции (Gesetz zur Bekämpfung der Korruption), инкорпорирующий в немецкое законодательство общеевропейские нормы (с соответствующими поправками в вышеуказанные документы, кроме Основного закона) и существенно  расширяющий профильные нормативные положения. Из новаций документ предусматривает включение в число предикатных преступлений при отмывании денег трансграничной коррупции и коррупции в частном секторе; а также отнесение к числу уголовно наказуемых деяний легализации средств, полученных лицом в результате совершенных им самим преступлений. Введена уголовная ответственность за подкуп иностранных должностных лиц, в том числе должностных лиц Европейского Союза, а также криминализация получения взятки иностранными должностными лицами. Новые измерения получила территориальная сфера действия антикоррупционного законодательства: УК ФРГ распространен на преступления, совершенные немецкими гражданами за рубежом и должностными лицами Европейского Союза на территории Германии. Кроме того, в сторону увеличения пересмотрен потенциальный состав преступлений в сфере коммерческого подкупа.

При планировании внешнеэкономической деятельности на территории ФРГ следует также учитывать, что собственные подзаконные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции, равно как и профильные административные подразделения, существуют в каждой из 16 федеральных земель, включая Берлин. При этом указанные документы в субстантивном плане большей частью дублируют национальное законодательство, отсылая, прежде всего, к УК ФРГ. 

Комментарии ()