Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе встречи с постоянными представителями стран-членов Африканского союза и дипкорпуса, Аддис-Абеба, 27 июля 2022 года

Ваши превосходительства,

Дамы и господа,

Представители средств массовой информации,

Спасибо, что откликнулись на наше приглашение. Посчитал  необходимым, находясь в Аддис-Абебе (как во все мои предыдущие визиты), встретиться с представителями стран Африканского союза. Сделать этого в штаб-квартире не получилось (как я понимаю, по причинам, связанным с расписанием). Рад, что вы приняли наше приглашение прийти в российское посольство для обсуждения приоритетных вопросов международной повестки дня.

Многие западные коллеги пытаются всячески показать, что ключевой, если не единственной, проблемой международных отношений является ситуация вокруг Украины. Склонен не согласиться с подобным утверждением. В ходе этого визита, как и в предыдущие встречи с  зарубежными коллегами, чувствую понимание более сложного и многогранного процесса. Наблюдаем, как Запад разворачивает беспрецедентную кампанию санкций, обвинений, угроз в отношении России и любого, кто отважится поддержать нашу страну или даже просто не присоединиться к её осуждению. Всё это свидетельствует о том, что мы переживаем важный период истории, когда всем нам предстоит решать, какой мир мы оставим своим детям и внукам: основанный на Уставе ООН, провозглашающем суверенное равенство государств основополагающим принципом Организации, – или такой мир, в котором господствует право сильнейшего.

Суть этого можно объяснить на следующем примере. Выберем ли мы такой мир, в котором «коллективный Запад», полностью объединённый и подчинённый США, полагает себя вправе решать, когда и как продвигать собственные интересы, не следуя нормам международного права, безо всякого уважения к принципу суверенного равенства государств? В недалеком прошлом американские коллеги, считая, что существует угроза их интересам за десятки тысяч километров от побережья Соединённых Штатов (будь то Югославия в 1999 г., Ирак в 2003 г.Ливия в 2011 г. — и во множестве других случаев), без каких-либо колебаний, никому ничего не объясняя, зачастую под ложным предлогом начинали военные операции. Разрушали города, убивая сотни тысяч мирных жителей, как это произошло в Ираке, где Мосул был буквально стёрт с лица земли, как впоследствии  и Ракка в Сирии, где десятки, сотни трупов неделями лежали не погребёнными. Не припомню большого шума по этому поводу со стороны «прогрессивного, цивилизованного сообщества».

Российская Федерация не внезапно, а последние десять долгих лет обращала внимание Соединённых Штатов и их союзников на неприемлемость политики, продвигаемой Вашингтоном в отношении Киева,  в котором формировали опорный пункт для сдерживания России, закачивая на Украину всё больше и больше современных вооружений, планируя строительство в этой стране военно-морских и других военных баз, всеми возможными способами поощряя русофобскую политику украинского руководства.

В 2014 г. мы заявили категорический протест Западу: несмотря на его гарантии, оппозиция на Украине устроила кровавый государственный переворот. Придя же к власти, первым делом потребовала отменить статус исторического для этой страны русского языка. Эти же оппозиционеры потребовали, чтобы «русские ушли из Крыма», и отправили вооружённые группы на штурм Верховного Совета Крыма. Выступивших с протестом против госпереворота жителей восточной части Украины путчисты назвали  «сепаратистами и террористами» и начали против них полномасштабную военную операцию.

Как я уже говорил, до этих событий Запад гарантировал соблюдение мирной договоренности между Президентом В.Ф.Януковичем и оппозицией, которая предусматривала формирование правительства национального единства и проведение досрочных выборов. Эти договорённости в одночасье были нарушены. Оппозиционеры хвастались, что сформировали «правительство победителей». Почувствуйте разницу: правительство национального единства и «правительство победителей». Это стало «приглашением» к гражданской войне, поскольку оппозиция назвала часть собственных граждан «проигравшими», а себя — «победителями».

Вместе с рядом других стран мы смогли это остановить. В феврале 2015 г. был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, позволявший сохранить Украину единым государством. В русле этого документа восточные территории страны, после госпереворота изначально провозгласившие независимость, убедили не настаивать больше на этом и согласиться остаться в составе Украины при условии предоставления автономиям особого статуса, прежде всего права использовать русский язык. Комплекс мер был одобрен Советом Безопасности ООН.

Киевский режим при поощрении Запада систематически, полностью игнорировал договоренности, саботировал их реализацию. Прямого диалога между Киевом и упомянутыми территориями установлено не было, несмотря на прямые требования СБ ООН к украинскому режиму. Несколько недель назад бывший президент Украины П.А.Порошенко, заключивший Минские соглашения, гордо заявил СМИ, что, подписывая договоренности, вовсе не собирался их выполнять. Мол, нужно было просто выиграть время, чтобы получить от Запада больше оружия для «решения» проблемы востока Украины силовым путём. Весьма откровенно. Запад эти высказывания полностью игнорирует.

Итак, мы стучались в дверь нашим западным коллегам по меньшей мере с 2013 г. Обозначали безусловную «красную черту» — создание прямой угрозы для Российской Федерации у границ, появление русофобского государства, в котором за эти годы был принят ряд законов, запрещавших использование русского языка в образовании, культуре, СМИ и даже повседневной жизни. В это же время принималось законодательство по легализации неонацистских теорий и практик. На Украине разрастались неонацистские батальоны (со свастиками и символикой «Ваффен-СС»), которые становились основой ВСУ. Украина – радикализованная страна. Там прославляют гитлеровских коллаборационистов, осуждённых Нюрнбергским трибуналом. Всё это происходит при молчаливом поощрении со стороны Соединённых Штатов и Европейского союза.

Описанный мною процесс сопровождался политикой Запада по затягиванию Киева в НАТО. На украинской территории проводились десятки совместных военных учений Украины и НАТО с очевидным антироссийским вектором. Мы ведь не просто так внезапно заявили о том, что это – угроза и её нужно устранить. Всё это происходило на протяжении не менее десяти лет. Спрашивали у западных коллег, зачем они «тянут» Украину в НАТО, осознавая, что эта организация враждебна по отношению к России. Нам отвечали, что не надо беспокоиться, поскольку это не нанесёт ущерба нашей безопасности.

Россия, как любая другая уважающая себя страна, вправе сама определять, что для её безопасности хорошо, а что нет. В данном случае члены НАТО во главе с Соединёнными Штатами захотели за нас решить, что для Российской Федерации хорошо.

Напомнили им, что много лет назад, в 2010 г., все эти страны подписали декларацию, гласящую, что в основе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе лежит принцип равной и неделимой безопасности. Это означает, что государства вольны сами выбирать своих союзников, однако при этом ни одна страна не имеет права заключать альянсы, которые укрепляют её безопасность в ущерб безопасности других, ни одна организация в Европе не может претендовать на доминирование в пространстве безопасности. А ведь именно это и делает НАТО, укрепляющий собственную безопасность за счёт безопасности России — границы блока были передвинуты прямо к российским. Мы сказали: давайте сделаем юридически обязывающим принцип равной для всех и неделимой безопасности, раз политические обязательства, под которыми подписались ваши президенты и премьер-министры, не выполняются. Несколько раз предлагали соответствующие соглашения: сначала в 2009 г., последняя попытка была предпринята в декабре 2021 г. Нам ответили: во-первых, никаких юридически обязывающих гарантий безопасности не будет, поскольку они распространяются только на членов НАТО, а во-вторых, отношения Украины с Альянсом нас не касаются. Этим всё и закончилось.

Одновременно с этим категорическим неприятием предпринимавшихся нами на протяжении многих лет конструктивных усилий в нарушение Минских соглашений украинцы начали стягивать большие военные силы к линии соприкосновения в восточной части страны. Две республики оказались, по сути, в условиях блокады. Кроме того, киевский режим значительно усилил обстрелы и бомбардировки данных территорий.

Поняли, что никакого соглашения по вопросу гарантий равной и неделимой безопасности в Европе не будет, а соблюдения Минских соглашений не дождешься, поскольку украинские власти публично от них отреклись. Осознали, что единственный способ спасти людей на востоке Украины заключается в признании этих двух республик. Именно так мы и поступили. Подписали с ДНР и ЛНР договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В настоящее время проводим по просьбе республик специальную военную операцию, направленную на спасение жизней граждан Донбасса и устранение любой возможности использования украинской территории для создания угроз безопасности Российской Федерации.

Уверен, вы следили за этими событиями. Знаю, что западные СМИ представляют ситуацию в полностью искажённом виде. Взять хотя бы «продовольственный кризис»: будто до февраля с.г. беспокоиться в этой сфере было не о чем. Прочтение соответствующих отчётов Всемирной продовольственной программы и Продовольственной и сельскохозяйственной организации поможет освежить память и установить тот факт, что проблемы на мировых продовольственных рынках начались ещё на первых этапах пандемии коронавирусной инфекции, когда США, ЕС и Япония, пытаясь бороться с этим вирусом и с последствиями пандемии, произвели без всякого экономического обоснования эмиссию в 8 трлн долларов. Данные страны использовали эти «пустые» деньги для покупки продовольствия и других товаров, которые, по их мнению, были бы необходимы в случае длительного течения пандемии и «закрытия» стран. Несколько лет назад произошло повышение цен на удобрения по причине безрассудной политики «зелёного перехода» западных стран, в результате которой энергетические поставки, если говорить о традиционных источниках энергии, в той или иной степени подвергались дискриминации. В совокупности всё это привело к повышению стоимости удобрений и, разумеется, отразилось на цене продовольствия. Кроме того последние несколько лет характеризовались не самыми благоприятными климатическими условиями. Ситуация на Украине действительно стала дополнительным негативным фактором для продовольственных рынков, но не из-за российской спецоперации, а по причине совершенно неадекватной реакции Запада, объявившего санкции и подорвавшего тем самым доступность продовольствия на торговых площадках. 

На наши объяснения этой ситуации западники отвечают, что на продовольствие и удобрения рестрикции не распространяются — это так, но, как известно, полуправда — хуже лжи. Истина заключается в том, что перечень санкций не имеет пункта «продовольствие», но содержит запреты на заходы российских судов в порты Средиземноморья, а иностранных – в российские порты за продовольствием и другими грузами; на страхование российских судов (цены за такие платежи сразу же выросли в четыре раза). Кроме того, в список ограничений Евросоюза попал основной российский банк «Россельхозбанк», который всегда обслуживал платежи за российский продовольственный экспорт.

Результатом недавних усилий наших турецких друзей и Генерального секретаря ООН стало соглашение между Россией и ООН, в рамках которого А.Гутерреш обязался оказать давление на западные страны с целью снятия санкций, о которых я только что говорил. Посмотрим, получится ли это у него. Как вам известно, в соответствии с этой же «сделкой» Украина обязана разминировать своё побережье, чтобы заблокированные суда (с февраля с.г. там находится 70 кораблей из 16 стран) смогли покинуть украинские  территориальные воды. При этом российские и турецкие военно-морские силы будут обеспечивать безопасный проход к проливам и далее в Средиземное море. Данные договорённости могли быть оглашены гораздо раньше, если бы Запад так упрямо не настаивал на том, что всегда прав, а кто с ним не согласен, всегда, разумеется, не прав.

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынках энергоносителей. Много лет назад, задолго до февраля с.г. Запад начал дискриминировать российские энергетические проекты.

Сначала в два раза снизили мощность «Северного потока-1». Без какой-либо веской причины Европа лишила себя 50% дешёвого, доступного российского газа. Затем совершенно неправомерным образом был заблокирован «Северный поток-2». После постановления юридических служб Евросоюза о том, что строительство, финансирование и инвестиционное обеспечение «Северного потока-2» происходили при полном соблюдении существующих европейских норм, Еврокомиссия задним числом изменила правила, применив новые в отношении капиталовложений, осуществлявшихся несколькими годами ранее на законных основаниях. В результате «Северный поток-2» тоже стал недоступным.

Несколько месяцев назад Польша перестала принимать газ по газопроводу, идущему напрямую из России. Украина остановила работу одной из двух веток транзита, который следует из нашей страны через её территорию. Были проблемы и с отправленной на ремонт в Канаду турбиной, которую Оттава не хотела возвращать.

Я перечислил пять-шесть факторов, которые моментально негативным образом сказались на объемах поставок газа в Европу. Очевидно, что чем меньше «голубого топлива» закупается у России через трубопровод по установленной на долгий срок цене, тем выше расценки на спотовом рынке. Вчера, если не ошибаюсь, цена за тысячу кубометров достигла 2200 долл. Вывод: за стремлением обвинять Россию во всём, что идёт не так, стоят не самые чистые цели и намерения.

К чему я веду? Наступил исторический этап, на котором мы должны сделать выбор: следует ли плыть по течению, движение которого пытается регламентировать Запад, заявляя, что «руководить» миром должно не международное право, а некие «правила» (даже выражение придумали: «порядок, основанный на правилах»). При анализе поведения западных коллег на международной арене становится ясно, что такие «правила» варьируются от случая к случаю, единые критерии и общие принципы отсутствуют за исключением одного: «Если я чего-то хочу, вы обязаны подчиняться. Не сделаете этого — будете наказаны».

Вот какую картину будущего нам предлагают в рамках продвигаемого Западом «миропорядка, основанного на правилах». По сути, речь идёт об однополярном мире, в котором США подчинили своей воле все страны Евросоюза и союзников в Азии. Вот такое «предложение». Даже не предложение, а ультиматум. Убежден, что подавляющее большинство стран мира не хотят жить так, будто вернулись назад в колониальную эпоху. Они  стремятся быть независимыми, опираться на собственные традиции и историю, на своих старых друзей, которых не хотят предавать. Всё это вытекает из того факта, что за исключением двух-трёх развивающихся стран никто в Африке, Азии и Латинской Америке не присоединился к незаконным американским и европейским санкциям.

Вернемся к Уставу ООН. Полагаю, что при разговоре о более справедливом и демократическом миропорядке не требуется ничего изобретать. Вновь процитирую положения Устава, что в основе Организации Объединенных Наций лежит принцип суверенного равенства государств, каждая страна является независимой и имеет право самостоятельно определять, как ей жить, на основании воли своего народа выбирать свою экономическую, социальную и политическую систему. У меня нет ни малейших сомнений, что любое нормальное государство стремится быть именно таким.

Никто не хочет наживать себе врагов. Это тоже абсолютная истина. Не сомневаюсь, что этого не желает ни Россия, ни какая-либо другая страна, представители которой присутствуют сейчас в этом зале.

Некоторые же страны (наблюдаем в настоящее время поведение Запада) явно стремятся обрести врагов, делая соответствующие публичные заявления в своих доктринах. Например, в решениях последнего саммита НАТО в Мадриде зафиксировано: они хотят иметь врагов, сами их себе назначают и выбирают порядок, в котором следует с ними разбираться. Россия в настоящее время в этом списке находится на первом месте, Китай — определен долгосрочной экзистенциальной проблемой. Это приводит к переосмыслению того, как в целом функционируют мировая экономика и система.

США и ЕС (по требованию Вашингтона) решили заморозить резервы России. Сейчас они запускают полноценный юридический процесс, чтобы подготовить основу для конфискации российских денег. Кто знает: если завтра или послезавтра США и ЕС будет кто-нибудь ещё «раздражать», они могут поступить аналогичным образом. Иными словами, полагаться на доллар как на поддерживающий мировую экономику инструмент — дело не слишком многообещающее, честно говоря. Неслучайно всё большее число стран переходят к использованию альтернативных валют и расширению употребления национальных. Такой процесс будет набирать обороты.

Не то чтобы мы предлагали некую революцию против доллара, против Соединённых Штатов. Это констатация очевидного. Запад создал систему, заложенную на определённых основах: свободный рынок, честная конкуренция, неприкосновенность частной собственности, презумпция невиновности и так далее. Все эти принципы были «спущены» в канализационную трубу, когда западникам понадобилось принять меры, чтобы, как они считают, покарать Россию. Нисколько не сомневаюсь, что если будет нужно, западные страны без колебаний поступят так же с любой другой страной, которая так или иначе будет их «раздражать».

Упомянул Китай как следующую цель. Это интересный пример того, как американцы на практике относятся к честной конкуренции. КНР развила экономику номер один в мире (это признаётся всеми) и добилась таких результатов, работая и действуя по установленным Западом правилам МВФ, Всемирного банка, Всемирной торговой организации, урегулирования споров, конкуренции и так далее. Пекин принял эти принципы в развитии собственной экономики и победил Запад на его же собственном поле в сферах экономики, торговли и инвестиций на основании правил, введённых западными же странами. И что было дальше? Пару лет назад министр финансов Соединённых Штатов и ряд других официальных лиц начали рассуждать, что необходимо реформировать институты Бреттон-Вудской системы и ВТО, причем делать это были должны США и Европа, не допуская никого другого к участию в разработке новых правил. Совершенно очевидно, какое мироустройство им нужно.

Думаю, что пока не станет слишком поздно, мы будем готовы говорить с нашими западными «друзьями», когда они придут в себя, об их представлениях, как им следует сосуществовать со всеми нами в будущем. Такой диалог возможен только при полном равенстве сторон и уважении к законным интересам всех нас.

Вопрос: У меня есть краткое послание. Прежде всего, большое спасибо! От имени правительства и народа Южного Судана и от себя лично хотел бы воспользоваться данной возможностью, чтобы выразить личную благодарность Посольству Российской Федерации в Эфиопии за приглашение приехать сюда.

Мы рады, что Россия и Южный Судан поддерживают теплые двусторонние отношения, восходящие ко дню провозглашения нашей независимости, когда российский народ и его правительство были в числе признавших наши неоспоримые права на обретение государственности 9 июля 2011 г. С тех пор народ и Правительство Российской Федерации неизменно поддерживают народ и Правительство Южного Судана по многим вопросам. Южные суданцы хотел бы выразить свою благодарность за Вашу огромную поддержку, в особенности в Совете Безопасности ООН, Совете по правам человека в Женеве.

Вы разъяснили Ваши взгляды на санкции. Теперь мы знаем, что происходит на самом деле.

Хотел бы проинформировать о текущей политической ситуации в Южном Судане. Подписанное в 2018 г. Обновленное Мирное Соглашение продолжает действовать, несмотря на упомянутые Вами сегодня проблемы. Это и экономические санкции со стороны западных стран и их союзников, и  эмбарго на поставки оружия. Другими факторами, вызывающими обеспокоенность являются стихийные бедствия, например, сильные дожди…

С.В.Лавров: Прошу прощения, не могли бы вы этот текст мне передать? Так было бы целесообразнее и вежливее по отношению к остальным. Хорошо?

Отмечу, что мы выступаем против санкций, цель которых наказать людей. Не надо забывать, что инициаторы санкций против вас – это те же самые страны, которые хотели выделить Южный Судан из состава Судана.

Вопрос: Спасибо Вам за подробное выступление с охватом всех важных аспектов. Короткий вопрос: как международному сообществу справляться с гегемонией доллара? Дело в том, что сейчас Пакистан и многие развивающиеся страны страдают от колоссальной задолженности, которая продолжает расти. Проблема усугубляется. Просил бы Вас разъяснить ситуацию.

С.В.Лавров: Я не эксперт по денежным вопросам. Как я уже сказал, многие страны ощущают, что доллар ненадёжен, потому что в дальнейшем такое капризное поведение западников может обернуться против кого угодно.

Знаю, что вы сами на себе это ощущаете. Если сравнивать ситуацию, которая наблюдалась 20-30 лет назад, с тем, что происходит сейчас, остается сказать «такова жизнь». Никто не желает вести «войну» из-за доллара (считаю это безумием), но люди хотят каких-то гарантий надёжности экономических и торговых отношений со своими партнёрами. Есть примеры использования национальных валют, бартерных сделок, клиринговых механизмов. Кто-то может сказать, что это возвращение к торговым инструментам прошлого, но без сомнений в систему добавятся и цифровые валюты, уже разрабатываемые, например, в Китае, Венесуэле, Иране. Мы тоже рассматриваем такой вариант. Это только начало процесса. Видим элементы проблемы и знаем, что её нужно решать.

Вопрос: С приближением зимы импорт газа увеличивается. Как Ваша страна собирается экспортировать газ и обойти введённые в связи с конфликтом санкции? 15 африканских стран импортируют из России более 50% потребляемой пшеницы. Ситуация также сказалась и на экспорте из африканских стран в Россию. Как Вы планируете развивать торговые отношения с Африкой?

С.В.Лавров: Полагаю, что в своем выступлении я затронул оба вопроса. Надеюсь, вы меня слушали. Генеральный секретарь ООН А.Гуттереш лично пообещал сделать так, чтобы США и ЕС устранили любые препятствия для экспорта российского зерна. Думаю, было бы полезно, если бы к его усилиям добавился и Ваш благородный голос.

Относительно цен на газ. Повторюсь, что почти десять лет Европа систематически создавала барьеры на пути поставок дешевого и доступного российского газа в европейские страны. Я уже перечислял пять или шесть конкретных решений, которые всё в большей степени урезали российский экспорт, освобождая в Европе место для гораздо более дорогостоящего СПГ из Соединённых Штатов. Таким же образом США настаивают на том, чтобы Европа отправляла на Украину всё своё оружие, высвобождая европейский рынок вооружений для импорта американского оружия. Ничего личного. Это только бизнес.

Что касается Вашей страны. Европейцы сейчас подумывают об альтернативных источниках поставок. Собственными руками они «задушили» трубопроводные маршруты из России. Теперь ищут другие опции. Знаю, что средиземноморские страны, включая Алжир, являются одним из подходящих вариантов. Европейцы обратятся к Вам за помощью. Решать — Вашим компаниям и правительству.

По нашему опыту. Пока у нас действовали долгосрочные контракты с Европой, наши интересы были защищены. Несколько лет назад европейцы приступили к сокращению долгосрочных договоров, предлагая перейти на спотовый рынок, который однако не гарантирует оправданность долгосрочных инвестиций. Происходящее сейчас не отвечает научному и ответственному подходу к энергетическим рынкам. Это лихорадочный поиск чего-нибудь, что может спасти Европу этой зимой с её отложенной пока в долгий ящик «зеленой» повесткой. Возвращается уголь, а это означает загрязнение атмосферы. Продвигаемая ЕС энергетическая и экологическая политика – настоящий хаос. Сожалею об этом. Не испытываем никакой радости или удовольствия от того, через что проходит Европа, но европейцы сами так поступают, причём довольно давно.

Дамы и господа, прошу прощения. Мой коллега, Министр иностранных дел Эфиопии Д.Меконнен ждёт меня для проведения следующего мероприятия. Ещё раз хочу от всего сердца поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Надеюсь, это была не пустая трата времени. Старался быть максимально откровенным.

Будем готовы развивать диалог с Африканским союзом. Сожалею, что нам не удалось провести эту встречу в штаб-квартире Организации. Также настроены на диалог с Вами на двусторонней основе по всем этим и любым другим интересующим и важным вопросам. Со всеми вами у нас установлены хорошие отношения и налажены каналы связи.

Комментарии ()