Посол РФ в Германии Сергей Нечаев: «Необходимы политическая воля и стратегическое, неполитизированное видение путей развития нашего общего континента»

29 мая сего года исполняется пять лет подписанному в Астане (Нур-Султане) лидерами Белоруссии, Казахстана и России Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). За этот короткий в историческом понимании временной срок интеграционное объединение состоялась как международная структура с наднациональными институтами, внутренними правилами и далеко идущими планами.

Сегодня в состав ЕАЭС за счет присоединения Армении и Киргизии входят пять государств. Устойчивыми темпами растут основные экономические показатели. В 2018 г. совокупный ВВП стран Союза вырос на 2,5%, объем взаимной торговли товарами увеличился на 9,2%, совместный уровень промышленного производства вырос на 3,1%, показатель инвестиций в основной капитал — на 6,3%, товарооборот с третьими странами — на 19% и уже достиг практически 120 млрд долл. США. Постоянно увеличиваются пассажирские и грузовые потоки.

Идет планомерное снижение остающихся тарифных и нетарифных барьеров. ЕАЭС целенаправленно движется в сторону всеобъемлющего обеспечения свободного перемещения между государствами-членами товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В ближайшей перспективе заработает общий электроэнергетический рынок — концептуальные решения по его архитектуре уже приняты. К 2025 году будут запущены общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа, финансовый рынок и рынок транспортных услуг. Активно продвигается работа по формированию общего рынка труда.

Объединение развивается в полном соответствии с современными тенденциями и трендами. На фоне активного проникновения информационно-коммуникационных технологий в нашу повседневную жизнь в конце 2018 года дан старт цифровой трансформации ЕАЭС. Президенты стран Союза утвердили Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года. Перед нами стоят задачи сформировать евразийские цифровые экосистемы, создать партнерства на глобальном, региональном и отраслевом уровнях, совместно выйти на международную арену, участвовать в формировании глобальных стандартов и правил регулирования на цифровых рынках. Их успешное решение имеет приоритетный характер для нашего объединения.

На качественно новый уровень за последние годы вышла инновативная составляющая Союза. В условиях активного подключения национальных компаний завершено формирование 15 евразийских технологических платформ в ключевых сферах многостороннего сотрудничества. Их цель — аккумулирование передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизации научного потенциала государств-членов для решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий, а также их внедрению в промышленное производство. В планах — углубление взаимодействия стран в освоении космоса и использовании соответствующих технологий, а также формирование новой технологической платформы, специализирующейся на светодиодах.

Помимо укрепления внутреннего контура Союза не прекращается системная работа по продвижению международного позиционирования ЕАЭС. Объединение остается полностью открытым к углублению кооперации с заинтересованными зарубежными государствами и ключевыми региональными экономическими структурами. Из семи торгово-экономических переговорных треков, на которые у Союза имеется мандат от государств-членов, два завершены: подписаны Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном. В продвинутой стадии находятся проекты соглашений ЕАЭС о зоне свободной торговли с Израилем, Сербией, Сингапуром, запущены официальные переговоры с Египтом и Индией. Перед глазами — успешный пример Вьетнама, когда после перехода к более продвинутой торговой кооперации взаимные показатели сотрудничества увеличились в выгодную сторону.

К сожалению, на треке сотрудничества между ЕС и ЕАЭС кардинальных положительных перемен не наблюдается. Перспективы взаимодействия политизируются, Брюссель делает вид, что не слышит усиливающиеся призывы европейского бизнеса, а контакты между представителями наднациональных структур, в т. ч. по сугубо техническим аспектам, носят редкий, спорадический характер без просматриваемого выхода на системную основу.

Сложившаяся ситуация не может не разочаровывать. Сторонникам возведения искусственных преград хотелось бы напомнить, что такая тактика наносит вред, прежде всего, инициаторам. На протяжение последних трех лет ЕАЭС больше импортирует из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), чем из ЕС, и с каждым годом данный разрыв только увеличивается. Очевидно, что если подсчитать его в денежном отношении, уровень упущенной европейскими компаниями прибыли за указанный период получится приличным.

В современном глобализированном мире политика размежевания, базирующаяся на логике «игры с нулевой суммой», не способна принести стратегического, долгосрочного выигрыша. Динамика трансформации существующего высококонкурентного мирового технолого-экономического уклада настолько высока, что ни одно, даже самое продвинутое региональное интеграционное объединение не способно справиться в одиночку с новыми вызовами. Единственно корректным ответом на них является объединение возможностей и потенциалов, нацеленное на открытие новых точек роста.

Именно на такой подход опирается продвигаемая государствами-членами Союза идея построения Большого евразийского партнерства, призванного гармонизировать взаимодействие формирующихся в регионе многосторонних структур и объединить потенциал стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, заинтересованных государств Азии. Его очертания постепенно приобретают все более реальные формы на фоне всеобъемлющего углубления кооперационных связей между ЕАЭС и реализующим концепцию «Один пояс, один путь» Китаем. Тем самым не на словах, а на деле начинается работа по обеспечению взаимосвязанности экономического пространства.

Считаем, что европейские, в т. ч. немецкие, партнеры только выиграют, если подключатся к этой работе. Переход к практической деятельности по выстраиванию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока повысит конкурентоспособность всех участников проекта, особенно в свете протекционистских тенденций на мировых рынках, курса отдельных стран на односторонний отказ от соблюдения норм ВТО. ЕАЭС и ЕС объективно взаимодополняют друг друга — взять хотя бы нашу общую энергетическую и транспортную инфраструктуру.

Необходимы политическая воля и стратегическое, неполитизированное видение путей развития нашего общего континента.

Источник: МК-Германия

Комментарии ()