Официальный представитель МИД России М.В.Захарова о подписанном Президентом Российской Федерации указе о введении упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (территории ДНР и ЛHP)

Первичные оценки уже даны. Мне кажется, нет необходимости углубляться в эту тему, но с учетом большого количества полученных нами вопросов я остановлюсь на нескольких моментах, которые в той или иной степени подсветят без того хорошо известную российскую позицию по данному вопросу.   

Эта история тянется уже давно. Данное решение принималось не за один день, оно прорабатывалось. При его принятии исходили из ситуации, как сейчас принято говорить, «на земле» – из реального положения дел.

В первую очередь речь идет о гуманитарных основаниях, требующих  принятия соответствующих мер – тех, о которых идет речь. Официальный Киев называет жителей Донецкой и Луганской областей на протяжении нескольких лет террористами и сепаратистами. Причем делает это в гордом одиночестве. Даже западные столицы, СМИ, которые публикуют материалы в унисон с официальной точкой зрения своих столиц, не называют жителей Донецка и Луганска террористами. Это ноу-хау, внедренное на Украине киевским режимом.  

Важно понимать, что жители т.н. Донецкой и Луганской народных республик не совершали террористических актов, не захватывали заложников, не угрожали физической расправой должностным лицам официального Киева и не пытались добиться политических решений путем насилия и угроз. Люди пытались защитить себя и своих детей от посягательств на собственную идентичность, жизненный уклад, язык, от навязывания чуждого им мировоззрения, от прямого нарушения со стороны государства общепризнанных прав личности: свободы совести, свободы мысли, права беспрепятственно придерживаться своего мнения и пользоваться родным языком. В конце концов, люди пытались защитить себя от государственного переворота и его последствий. Причем незаконная смена власти происходила на территории Украины не один раз. Это не только события 2013-2014 годов. Эксперимент над собственными гражданами, когда их волеизъявление, которое было продемонстрировано в ходе легальных, законных выборов президента, неоднократно не уважалось. Не один раз в истории современной Украины выбор народа, который был сделан, был изменен антиконституционным путем в ходе т.н. майданов.     

Кроме «языковых» и культурных аспектов речь идет о систематическом ущемлении фундаментальных прав человека – таких как право на жизнь, право на справедливое судебное разбирательство, запрет на применение пыток. Эти права напрямую нарушались киевскими властями как в отношении жителей районов, подконтрольных ДНР/ЛНР, так и в отношении, в принципе, «несогласных» с курсом киевского режима.

Следующий фактор – реальная ситуация в зоне конфликта и полное отсутствие перспектив улучшения. Это ведь непросто фиксация ситуации по положению дел на конец 2018 – начало 2019 гг., это – сочетание факторов. Это вопрос, связанный с реальным положением дел «на земле» и теми заявлениями программного характера, которые киевский режим и представители т.н. политического истеблишмента этой страны делали на протяжении всего этого времени. Эти заявления не оставляли никаких надежд населению соответствующего региона на то, что ситуация может улучшиться хотя бы не в краткосрочной, но в среднесрочной перспективе. Нет даже намеков на возможное улучшение ситуации, а цивилизованный вариант решения  (Минские соглашения) украинской стороной практически игнорируется. Это опять же вопрос не теории, а практики. Крайне тяжелым остается положение дел на юго-востоке страны. Несмотря на договоренности сторон о прекращении боевых действий, достичь полного и всеобъемлющего прекращения огня не удается. Мы понимаем почему. Количество нарушений того, о чем договариваются, кратно больше со стороны, которая контролируется киевским режимом, нежели с противоположной стороны.

Конечно, ситуация усугубляется принятыми украинскими властями в марте 2017 г. мерами по ужесточению и фиксации социально-экономической блокады Донбасса, де-факто осуществляемой ими совместно с радикальными националистами еще с 2015 года. Ситуация деградирует практически ежемесячно.

 По подсчетам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), на конец 2018 г. число затронутых конфликтом на юго-востоке Украины лиц составило 5,4 млн. человек, из которых 3,5 млн. нуждаются в гуманитарной помощи. Непосредственно вдоль линии соприкосновения проживают около 600 тыс. человек, включая 100 тыс. детей. Ситуация ухудшается.

Я провожу большое количество встреч со студентами, представителями неправительственных организаций, встречаюсь в рамках мероприятий с людьми, которые приехали из Донбасса, нашедшими здесь временный приют или живущими здесь на постоянной основе. Каждый раз в ходе таких встреч я слышала (это длилось многие годы) упрек в адрес нашей страны, что очевидна необходимость поддержать людей, которые де-факто стали жителями нашей страны, они ничего не видят со стороны Российской Федерации. Мои ответы были всегда с упреком в несправедливом отношении и оценке российской позиции, все время говорила о том, что та гуманитарная помощь, то политическое содействие и моральная поддержка, которые оказываются Россией и, в частности, россиянами, дорогого стоит. Наверное, без нее жизнь этих людей сложилась бы куда более драматично. Эти аргументы принимались. Получив сотни, если не тысячи, посланий, сообщений и комментариев от людей, которые живут в Донбассе с мольбой о том, чтобы их судьба каким-то образом улучшилась, Россия приняла в этом непосредственное участие.

Люди в Донецкой и Луганской областях Украины живут под постоянной угрозой жизни и здоровью, фактически под обстрелом, без возможности реализовывать те самые права человека и гражданина, о которых мы столько слышим со стороны наших западных партнеров  – кураторов Украины, ко-спонсоров реализации Минских договоренностей, тех самых государств и политиков, которые столько лет воодушевляли киевский режим на подвиги.    

Официальный Киев в одностороннем порядке разорвал связь с населением Донецкой и Луганской республик, сделав их жителей де-факто лицами без гражданства. Их отрезали от всего: социальных пособий, пенсий, зарплат, системы общенационального финансирования банковских услуг. Им действительно объявили настоящую блокаду, бойкот, шантаж, называйте как угодно.

По сути уже более пяти лет жители Донбасса лишены возможности реализовать свои права и свободы человека и гражданина не в теории, а на практике.

Также хотела обратить ваше внимание на следующее. Жители Донбасса, даже несмотря на все эксперименты, которые проводил над ними киевский режим все эти годы, могли бы рассчитывать, что им хотя бы дадут возможность использовать свой голос и исполнить гражданский долг в ходе выборов президента, но было сделано ровно противоположное – сознательное непроведение 31 марта текущего года выборов Президента Украины в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Таким образом, полностью исключили несколько миллионов украинцев из электорального процесса. Целый регион сознательно был ограничен в гражданских правах. Это при наличии достаточного времени на подготовку выборов Президента Украины при существовании полноценного бюрократического аппарата по их организации. Еще раз хотела повторить: исключение части населения этой страны из избирательного процесса было сделано намеренно. Я думаю, что результаты этих действий просчитывались.

Понятие «гражданин» предполагает наличие у человека политических и иных прав и обязанностей. Это помимо того, что человек имеет право на жизнь. А именно жизни граждан, которые проживают в Донбассе, угрожают. Имеют право на безопасность, образование, еду, безопасность своих детей.

Помимо всего этого есть еще и понятие «гражданин», которое непосредственно связано с политическими правами. Ключевым политическим правом является право избирать и быть избранным. Отнимая это право, Киев фактически лишает украинцев полноценного гражданства, что и было сделано.

Еще раз хотела бы отметить, что у киевского режима были все возможности обратиться за  решением организационных вопросов (в том числе вопросов безопасности) проведения выборов на территориях ДНР и ЛНР к международным институтам: ОБСЕ, Контактной группе по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины, другим профильным структурам. Этого не было сделано.

Вспомните, как часто П.А.Порошенко говорил о подключении к урегулированию ситуации в Донбассе ООН. Кстати говоря, ездил он туда регулярно, выступал на Генеральной Ассамблее ООН. Но почему-то никаких вопросов о возможном опыте ооновцев по обеспечению выборов, а также вопросов, связанных с обеспечением прав собственного народа, там поставлено не было. Это было использовано просто как площадка для собственного пиара и предвыборной риторики.

Также необходимо отметить, что процесс отторжения части своего населения шел на Украине многоэтапно и долгие годы.

Можно приводить бесконечно факты, цифры, примеры того, каким образом и почему ситуация сложилась «на земле» так, что указ Президента Российской Федерации В.В.Путина стал просто необходим.      

Хотела бы обратить ваше внимание на комментарий Президента Российской Федерации В.В.Путина на эту тему, который был дан сегодня СМИ.

Комментарии ()