Выступление заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова на 12-й Европейской Конференции по безопасности и обороне по теме «Афганистан после 2014 года – взгляд из России», Берлин, 26 ноября 2013 года

Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые участники конференции,

Рад возможности выступить на открытии Европейской Конференции по безопасности и обороне, которая прочно закрепилась в качестве одной из авторитетнейших площадок по обсуждению вопросов европейской безопасности. Во многом это — заслуга наших германских партнеров. Хотел бы поблагодарить их за это.

Тема сегодняшней встречи, несомненно, своевременна. Мы обсудим перспективы развития ситуации в Афганистане и сопредельном регионе после 2014 г., когда завершится 13-летний мандат международных сил содействия безопасности.

Хотел бы с самого начала подчеркнуть: обеспечение безопасности и стабильности в Афганистане — наша общая задача. Эта страна географически намного ближе к России, и мы в большей степени заинтересованы, чтобы мрачные прогнозы, касающиеся афганской ситуации, не реализовались.

Уверен, мало кто сегодня сомневается в том, что добиться ощутимых результатов в деле стабилизации Афганистана можно только коллективными усилиями. Для достижения максимальной отдачи России, странам НАТО и ЕС важно координировать действия.

Необходим совместный объективный анализ ситуации в стране, регулярный обмен мнениями. Я надеюсь, что сегодняшнее мероприятие внесет важный вклад в этот процесс. Нужно понимать, что без инклюзивной стратегии, которая опирается не только на военные методы, нельзя добиться долгосрочной стабильности в ИРА. Конечно, мы можем заниматься самовнушением и решением конъюнктурных сиюминутных задач. Но это приведет нас в никуда. Более того, ошибка в прогнозах может обернуться самыми тяжелыми последствиями для страны и региона, свести на нет все предыдущие усилия.

По нашим оценкам, ситуация в Афганистане далека от стабильности. Конфликт в этой стране не находит своего полного разрешения несмотря на активное участие в его урегулировании международного сообщества. У нас нет уверенности в том, что афганские национальные силы безопасности (АНСБ) в состоянии предотвратить реванш талибов. По-прежнему в них высок процент дезертирства, «зашкаливает» коррупция.

Недавняя серия резонансных атак талибов, в том числе с использованием террористов-смертников, подтверждает слабость афганских силовиков (последний пример – убийство в мечети губернатора провинции Логар А.Джамаля в октябре с.г.). Акции вооруженной оппозиции приобретают новое качество. Свидетельства тому июньские нападения талибов на президентский дворец, а также захват и удержание боевиками Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в течение нескольких дней целого участка ранее спокойной границы с Туркменистаном.

Что особенно тревожит — в трех северо-восточных афганских провинциях (Бадахшан, Тахар и Кундуз) уровень террористической активности только за прошлый месяц вырос на 30 процентов. Численность отрядов Движения талибов и ИДУ в упомянутых провинциях увеличилась до 5000 человек. А ведь еще три-четыре года назад север Афганистана была куда более спокойным и благополучным.

Не скрываем, что нас крайне беспокоит ситуация, которая может сложиться в ИРА и сопредельном регионе Центральной Азии после вывода контингентов МССБ.

В целом, если мы не хотим, чтобы обстановка в Афганистане вышла из-под контроля — необходимо начавшееся сокращение численности иностранных войск компенсировать повышением боеспособности афганских силовых структур, которые, в конечном итоге, должны быть в состоянии самостоятельно контролировать безопасность в своей стране, эффективно противодействовать экстремистским группировкам и наркопреступности.

Пока какого-либо заметного продвижения на этом направлении мы не видим. Более того, скажу откровенно, у нас иногда создается впечатление, что международные силы просто хотят поскорее покинуть Афганистан, переложив ответственность за обеспечение безопасности на афганские вооруженные силы. И перебросить эту «горячую картошку» странам региона.

Всецело поддерживаем усилия Правительства ИРА по продвижению процесса национального примирения, в том числе через диалог между Высшим советом мира с представителями вооруженной оппозиции, при руководящей роли Кабула и на основе известной триады принципов: сложение оружия, признание Конституции ИРА и окончательный разрыв связей с «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями.

Вместе с тем очевидно, что по мере вывода иностранных войск из Афганистана при отсутствии прогресса в становлении АНСБ мотивация вооруженной оппозиции договариваться продолжит убывать. История с Катарским офисом, который талибы «временно закрыли», не дождавшись принятия своих требований, – лишнее тому подтверждение. Предпринимаемые попытки запуска диалога на территории ИРА, Турции или Саудовской Аравии остаются безрезультатными.

Учитывая это, проявить гибкость в смягчении санкционного режима СБ ООН по талибам считаем возможным исключительно при условии встречных уступок с их стороны.

В такой ситуации возникает справедливый вопрос, смогут ли афганцы после сокращения международного военного присутствия вдвое провести в апреле 2014 г. президентские выборы. При существующих тенденциях развития ситуации в стране талибы в состоянии заблокировать голосование в целом ряде провинций, что негативно скажется на его легитимности.

Наша главная обеспокоенность – продолжающийся наркотрафик из Афганистана. Согласно статистике УНП ООН, культивация опийных посевов в стране выросла в 2013 г. на 36 процентов. А производство – даже на 49 процентов. Эта проблема требует коллективных усилий и подключения всех «игроков». Нельзя закрывать глаза на нее, кивая на отсутствие этой задачи в мандате МССБ. Как сказал Р.Киплинг, «невозможно возделывать сад, сидя в тени». Не секрет, что почти весь героин, который можно купить на улицах Берлина, Парижа, Лондона или Москвы, имеет афганское происхождение. На доходы от его продажи финансируется борьба с международными силами в Афганистане. А наркокартели используют налаженные каналы поставки героина в Европу для торговли не только наркотиками, но и людьми, оружием, контрафактными товарами.

Думаю, пришло время непредвзято посмотреть на те возможности, которые открывает взаимодействие с ОДКБ, прежде всего в плане борьбы с наркотрафиком. И на упущенную выгоду. У Организации накоплен солидный опыт по купированию наркопотоков по периметру северных границ Афганистана. Мы могли бы серьезно продвинуться, начав взаимодействовать по этому вопросу.

Важно координировать действия, в т.ч. в рамках будущей операции НАТО «Решительная поддержка», в том, что касается подготовки кадров и оснащения афганской армии вооружением и техникой. Главное при этом — постоянный обмен данными и максимальная открытость, особенно с учетом риска перехода афганских военнослужащих на сторону боевиков и того, что многие страны альянса оставят в Афганистане устаревшее оружие — в дальнейшем это усложнит его эксплуатацию и обслуживание.

Уважаемые коллеги,

У России с НАТО наработан серьезный опыт сотрудничества по Афганистану.

Готовы продолжать работу в рамках Трастового фонда Совета Россия-НАТО для содействия в поставке запчастей и подготовке техников по обслуживанию вертолетов Ми-17 афганской армии. В этом году запущена вторая фаза проекта, предусматривающая его расширение на вертолеты Ми-35 и оснащение их российским оборудованием для аэромедицинской эвакуации.

У нас накоплен солидный опыт взаимодействия в СРН по подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии, в т.ч. на базе учебно-тренировочных центров МВД России в Домодедово, ФСКН под Санкт-Петербургом. Переподготовку в этих центрах прошли почти 3000 сотрудников стран региона.

И что не менее важно — Россия обеспечивает надежный, бесперебойный транзит для стран, направляющих контингенты в состав МССБ, включая пролеты с персоналом, вооружением и техникой, перевозки более 65 тыс. контейнеров с нелетальными грузами. У нас создана правовая база для комбинированной схемы транзита через Ульяновск. Стоимостные параметры транспортировки по данному маршруту зависят от объемов перевозок, и российские компании готовы продолжать переговоры по тарифам.

Готовы к продолжению взаимодействия с НАТО по Афганистану и после 2014 г. При понимании, однако, что у новой миссии Альянса будет должная международно-правовая основа в виде новой резолюции СБ ООН. Иначе наши договоренности юридически «провиснут».

В заключение хотел бы отметить, что предстоящие события в Афганистане наглядно покажут, сможем ли мы в новых условиях многополярного мира в полной мере нести коллективную ответственность за наше будущее, совместными усилиями преодолевать общие проблемы и бороться с глобальными вызовами и угрозами, обеспечивать стабильность, безопасность и процветание в интересах последующих поколений. Первый федеральный канцлер Германии Конрад Аденауэр как-то сказал: «Все под одним небом живем, но горизонт у всех разный». Важно, чтобы мы совместно смогли заглянуть «за горизонт» — увидеть стратегическую перспективу, которая открывается в случае нашего коллективного взаимодействия.

Благодарю за внимание.

Комментарии ()