Комментарий Департамента информации и печати МИД России по поводу 15-ой годовщины подписания Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем

В мае с.г. исполнилось 15 лет с момента подписания Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.
Этот документ имеет особое значение в контексте поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая «О мерах по реализации внешнеполитического курса» задачи активного участия наших представителей в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья.

Меморандум в этом плане полностью сохраняет актуальность. Он зафиксировал и ввел в оборот ряд понятий и обязательств, определяющих взаимодействие сторон конфликта, посредников в переговорном процессе и международные нормы развития отношений в регионе. Но главное при его подготовке состояло в том, что этот документ конкретизировал цели урегулирования.

Тот факт, что на протяжении всей работы стороны строили контакты на принципе равенства, определил саму логику договоренностей об особом статусе Приднестровья в составе Республики Молдова. В Меморандуме фигурируют понятия гарантируемых Кишиневом и Тирасполем «государственно-правовых отношений», «взаимно согласованных решений». Именно в качестве равных стороны приветствовали готовность России и Украины стать гарантами соблюдения взаимных договоренностей.

Если говорить о сути компромисса, то он строился вокруг определения рамок широкой автономии региона, по формуле закрепления положения территориальной целостности Молдавии и нахождения прагматического варианта реализации самобытности Приднестровья.

С учетом сохранявшегося высокого уровня недоверия сторон конфликта алгоритм выработки решения включал согласование взаимных гарантий. Совмещению позиций способствовало российское посредничество. В Москве были твердо убеждены в необходимости стимулировать переговоры, ориентировать развитие Молдавии по вектору укрепления суверенитета, убеждать приднестровское руководство в возможности обеспечить будущее региона.

В результате интенсивных контактов, работы экспертов стороны зафиксировали право Приднестровья на принятие Основного закона, законов и нормативных актов, использование в качестве официальных молдавского, украинского и русского языков. Переговорщики приблизились к выработке формулы для региона, как государственно-территориального образования и вышли на подтверждение для него прав на самостоятельное установление и поддержание международных связей в экономике, науке и технике, культуре.

Более того, удалось убедить стороны в том, что Меморандум — это этап, позволяющий углублять договоренности в построении государственно-правовых отношений.

Именно это дает сегодня возможность оценить подготовку и подписание этого документа, под которым помимо лидеров сторон свои подписи поставили президенты Российской Федерации и Украины, действующий председатель ОБСЕ, как важнейший политический импульс.

Переговорные усилия, последовавшие вслед за этим и получившие воплощение в проектах федеративной конституционной модели всеобъемлющего урегулирования приднестровского конфликта, наглядно подтвердили целостность и фундаментальный характер заложенных в конструкцию Меморандума идей.

Впечатляющий по эффективности процесс переговоров середины 90-х лишний раз убеждает, что основой жизнеспособного решения приднестровского конфликта может быть только прямая, на равных договоренность сторон конфликта.

Хотелось бы надеяться, что сделанный с позиций признания преемственности выработанных на переговорах документов анализ сегодняшних задач позволит участникам возобновленных на официальном уровне переговоров сдвинуться с «мертвой точки» в сторону реальных политических оценок в интересах всеобъемлющего политического урегулирования. Как показывает недавняя история переговорного процесса, задача это решаемая.

15 мая 2012 года

Комментарии ()