Сирийский вопрос в Совете Безопасности ООН

4 февраля в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по проекту резолюции по Сирии, внесенному делегацией Марокко совместно с рядом западных и арабских стран. Россия и Китай проголосовали против, и резолюция принята не была.

С самого начала кризиса в Сирии Россия проводила линию на скорейшее урегулирование возникшей в этой стране острой ситуации через налаживание инклюзивного внутрисирийского диалога. С этой целью нами проводилась интенсивная работа с руководством САР, оппозиционными силами, ключевыми государствами региона и мира.

Важной вехой региональных усилий стало принятие 2 ноября 2011 г. инициативы ЛАГ и согласие на нее сирийского руководства. В Сирии была развернута наблюдательная Миссия Лиги, которая внесла ощутимый вклад в частичную стабилизацию обстановки в стране. В докладе миссии содержались важные выводы, в т.ч. подтверждающие оценки российской стороны о том, что, наряду с властями, действующие в Сирии вооруженные экстремистские элементы несут серьезную ответственность за насилие в стране.

В конце прошлого года Россия внесла в СБ ООН проект резолюции, в котором были отражены ключевые принципы достижения сирийского урегулирования: призыв к властям и оппозиции отказаться от насилия и вступить в диалог, недопустимость внешнего силового вмешательства во внутренние дела Сирии, поддержка инициативы ЛАГ.

В конце января с.г. ряд стран представили свой альтернативный проект резолюции, в котором делались односторонние выводы об исключительной ответственности сирийского правительства за эскалацию насилия в стране. Ради достижения согласия в СБ российская сторона включилась в работу и по этому проекту, добиваясь устранения из текста неприемлемых положений, искажающих реальную картину сирийского кризиса. При этом мы исходили из недопустимости навязывания через СБ ООН результата политического процесса в Сирии, акцентируя, что только сами сирийцы могут принимать судьбоносные для своей страны решения.

В ходе непростых консультаций соавторы приняли ряд наших предложений, наметился прогресс и перспективы выхода на согласованный проект резолюции СБ. Однако эта работа, к сожалению, не была доведена до конца.

В проекте так и не были учтены продвигаемые российской стороной положения с требованием к сирийской оппозиции отмежеваться от экстремистских элементов, избравших путь насилия, и к государствам-членам, особенно тем, кто располагает такими возможностями, – оказать на них сдерживающие воздействие. Были проигнорированы и наши предложения закрепить в тексте настоятельные призывы к вооруженным группировкам прекратить нападения на сирийские государственные институты и мирное население, включая иностранных журналистов, в т.ч. из западных стран. В то же время в проекте содержался обширный перечень требований к правительству Сирии.

Авторы не пошли на отражение в тексте положения о том, что СБ ООН своей резолюцией не предвосхищает исход политического процесса в Сирии, поскольку решения на этот счет должны приниматься самими сирийскими сторонами. Не было принято российское предложение смягчить ультимативный характер требований, в том числе об отстранении президента Сирии Б.Асада от власти, которые были бы выполнены Дамаском в трехнедельный срок.

В этих условиях Россия и Китай были вынуждены проголосовать против несбалансированного проекта резолюции. Мы глубоко сожалеем о таком исходе работы в Совете Безопасности ООН, которая при наличии у наших партнеров политической воли могла бы завершиться согласованием консолидированной позиции международного сообщества по ситуации в Сирии.

Продолжаем исходить из того, что все стороны, располагающие соответствующим влиянием, должны сфокусировать свои усилия на запуске широкого межсирийского национального диалога, содействовать немедленному прекращению насилия всеми участниками конфликта в САР.

В этой связи надеемся, что в ходе ожидаемого рассмотрения на заседании Совета министров иностранных дел ЛАГ сирийского вопроса будет принято отвечающее текущему моменту решение о продлении деятельности в стране миссии арабских наблюдателей, которая доказала свою эффективность в качестве фактора деэскалации насилия.

Со своей стороны Россия, в т.ч. во взаимодействии с другими государствами, твердо намерена добиваться скорейшей стабилизации обстановки в Сирии на путях скорейшего проведения назревших демократических преобразований. С этой целью по поручению Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Министр иностранных дел России С.В.Лавров и Директор Службы внешней разведки России М.Е.Фрадков посетят 7 февраля Дамаск для встречи с Президентом Сирии Б.Асадом.

Комментарии ()