Интервью Посла России в ФРГ В.М.Гринина газете «Русская Германия»

Владимир Михайлович, для многих граждан России, проживающих в Германии, знакомство с диппредставительством начинается с посещения его консульского отдела. Каким оно бывает, вопрос далеко не праздный. Это подтверждается опубликованной в одном из наших недавних номеров подборкой читательских писем, где содержится немало критики в адрес российских консульских учреждений. Мы признательны вам за весьма оперативную реакцию на эту публикацию. Хотелось бы тем не менее продолжить наш разговор на эту тему…

Объективности ради не могу не сказать о той огромной работе, которая выполняется российскими консульскими учреждениями в Германии. Их, кстати, всего шесть – наряду с консотделом нашего посольства в Берлине есть еще пять генконсульств. Много это или мало? Если учесть, что только число наших соотечественников, находящихся в Германии, по разным оценкам, составляет от трех до пяти миллионов человек, многим из них нужны новые паспорта, самые различные справки, доверенности и т.п.…

Только в 2010 г. нашими консульскими учреждениями было оформлено и выдано почти 95 тыс. заграничных паспортов, принято 97 тыс. заявлений о выдаче новых паспортов; оформлено свыше 153 тыс. документов, включая около 100 тыс. пенсионных справок, свыше 18 тыс. документов по вопросам гражданства. Добавим сюда оформление почти 400 тысяч виз иностранным гражданам. Вот и прикиньте, какой объем работы выпадает на в общем-то немногочисленный состав наших консульских сотрудников. Режим их работы предельно напряженный, и мне как послу хорошо видно, какой стресс порой они испытывают.

Замечу также, что эта работа не ограничивается сугубо приемными часами. К нам поступает немало обращений по всякого рода экстренным случаям. И здесь уже не важно, когда это происходит – поздно вечером, в выходные или праздничные дни. Наша обязанность – помочь обратившемуся к нам человеку, что сотрудники стараются делать, не считаясь ни с личным временем, ни с другими издержками.

Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что абсолютное большинство посетителей уходит от нас, получив всё то, ради чего они приходили, и не имея никаких претензий к нашей работе. Более того, в адрес наших сотрудников поступает немало благодарностей за оказанную помощь и содействие.

В газету чаще приходят письма иного содержания, хотя изредка бывают и благодарственные…

К неординарным фактам интерес всегда выше – таковы особенности журналистского жанра. Не буду отрицать, жалобы, претензии поступают и к нам, и не в наших правилах от них отмахиваться. Каждая жалоба нами тщательно анализируется на предмет выявления и устранения ее причин, и, как правило по ней дается ответ заявителю. Подчеркиваю – каждая, а это значит, что речь идет об их единичном характере.

И здесь следует, на мой взгляд, делать определенное различие. Безусловно, любой случай проявления неуважительного отношения, бездушия, бюрократизма – это ЧП, и мы сами, в первую очередь, заинтересованы в искоренении такого рода пороков, недопустимых в работе с посетителями.

С другой стороны, к нам нередко обращаются с претензиями граждане, не знающие, а порой и не желающие знать нормативную сторону дела, правила и процедуры, установленные российским законодательством. Однако, как бы ни суров был закон или может быть неудобен для кого-то, но это есть закон, и его надо соблюдать. В этой связи опубликованная в вашей газете подборка писем достаточно показательна.

К примеру?

Например, жалобы на необходимость дважды посещать консульские учреждения при оформлении заграничного паспорта. Это – не прихоть консульских сотрудников, а четкое предписание соответствующего закона, подробно регламентирующего порядок оформления и выдачи паспорта. К слову сказать, ни один из юристов не пытается оспорить данное законодательное положение, в соответствии с которым все россияне, независимо от их места проживания (в России или за границей), обязаны лично явиться для сдачи документов и получения паспорта.

Упоминаются обращения от ветеранов Великой Отечественной войны, являющихся гражданами государств СНГ, по вопросу о награждении юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Понимаем и разделяем их чувства и желание получить заслуженную награду в российских КЗУ. Однако, в этом вопросе консульские учреждения обязаны соблюдать имеющуюся между странами СНГ договоренность, согласно которой ветераны награждаются по линии той страны, чьими гражданами они являются.

Задается вопрос, почему мы оформляем паспорта на пять лет. Могу сообщить, что консульские учреждения в Берлине, Бонне, Лейпциге и Гамбурге оформляют биометрические паспорта сроком на десять лет. Ожидается, что вскоре . паспорта нового поколения будут выдаваться и во Франкфурте-на-Майне, и в Мюнхене. Некоторые граждане спрашивают, почему для пожилых людей не оформляются паспорта сроком действия на 20 лет? Здесь мы также обязаны руководствоваться предписаниями соответствующего закона РФ.

По поводу оформления справок о нахождении в живых хотелось бы также напомнить, что консульские учреждения действуют в соответствии с пенсионным законодательством РФ, предусматривающим обязательную личную явку пенсионера.

Отмечу вместе с тем, что и само законодательство не стоит на месте. Разрабатываются и вносятся изменения, учитывающие в более полной мере интересы граждан, способствующие улучшению работы с ними. Причем консульские учреждения и консульская служба в целом выступают здесь как постоянные застрельщики нововведений, что является следствием систематического отслеживания ими практики применения законов. Если сравнить действовавшие еще 10-15 лет тому назад правила и порядки, то перемены к лучшему здесь налицо.

Хочу подчеркнуть, что наши представительства в ФРГ будут и впредь действовать в духе открытости, оперативно реагировать на обращения по всем вопросам, беспокоящим посетителей наших консульских учреждений.

Владимир Михайлович, благодарим вас от имени наших читателей за откровенный разговор. Его тема бесспорно важна и явно сохранит свою актуальность.

Комментарии ()