Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне, Нью-Йорк, 23 сентября 2010 года

Уважаемый Господин Председатель,
Уважаемый Генеральный секретарь,
Уважаемые дамы и господа,

Хотел бы выразить признательность делегации Турции и лично Президенту Турции А.Гюлю за созыв сегодняшнего заседания Совета Безопасности ООН на высшем уровне.

За последние годы Организацией Объединенных Наций и многими региональными и субрегиональными объединениями проделана огромная работа по предотвращению и урегулированию кризисных ситуаций, постконфликтному восстановлению. Перед лицом глобальных и трансграничных вызовов и угроз международной стабильности (таких как распространение оружия массового уничтожения, терроризм, наркотрафик, организованная преступность) мы разрабатываем новые, более эффективные механизмы обеспечения международной и региональной стабильности.

Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН возглавляет эти усилия. Важно, чтобы Совет и дальше совершенствовал имеющиеся в его распоряжении механизмы в целях более эффективного и оперативного реагирования.

Опыт урегулирования различных кризисных ситуаций позволяет сделать несколько основополагающих, на наш взгляд, выводов.

Первый и главный состоит в том, что современные конфликты не имеют силовых решений. Их следует искать, прежде всего, в политико-дипломатической плоскости через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, без изоляции кого бы то ни было. К чему приводит односторонний разрыв согласованных миротворческих форматов и упование на силу – мы все убедились в августе 2008 года.

Во-вторых, нельзя экономить на инвестициях – материальных и интеллектуальных – в раннее предупреждение конфликтов, а также в укрепление потенциала ООН в области превентивной дипломатии и посредничества. Хорошо известно, что предотвращение конфликтных ситуаций обходится намного дешевле их последующего урегулирования. В этой связи активной поддержки заслуживают региональные центры ООН по превентивной дипломатии, соответствующие региональные организации и объединения, занимающиеся содействием мирному разрешению споров и предотвращением трансграничных угроз безопасности.

В-третьих, успех наших миротворческих и миростроительных усилий на Ближнем Востоке, в Афганистане, Африке, Гаити, Восточном Тиморе кроется в способности учитывать интересы и приоритеты принимающей стороны. Любое содействие со стороны международного сообщества не должно навязываться.

В-четвертых, современные конфликты требуют комплексных стратегий и всеобъемлющих решений, основанных на единстве целей, предсказуемости их материально-технического и финансового обеспечения, эффективном сочетании военных и гражданских стабилизационных действий, тесной координации, учете регионального контекста, максимальном задействовании потенциала региональных организаций на основании главы VIII Устава ООН. Важно избегать дублирования усилий и, тем более, соперничества. Из этого мы исходим, развивая сотрудничество ООН с ОДКБ и ШОС.

Мы приветствуем и всячески поддерживаем регулярный диалог Совета Безопасности с поставщиками контингентов в миротворческие операции ООН. Это позволяет разрабатывать более реалистичные мандаты, трезво оценивать имеющиеся ресурсы, а также обеспечивать должный контроль.

С этой точки зрения считаем полезной начатую в прошлом месяце в ходе российского председательства в Совете Безопасности практику приглашения на его заседания командующих военными контингентами миротворческих операций.

Считаем актуальным российское предложение о дальнейшей активизации деятельности Военно-штабного комитета, которое позитивно воспринимается все большим числом государств. Оно предполагает развитие практического сотрудничества ВШК с Советом Безопасности, Секретариатом и со всеми заинтересованными членами Организации в полном соответствии с Уставом ООН, в частности, с его статьей 47. Это позволило бы обеспечивать системную и профессиональную военную экспертизу миротворческой деятельности.

В свете предстоящего свертывания операций в Чаде, Восточном Тиморе, сокращения масштабов операций в ДР Конго, Кот-д’Ивуаре, Либерии особую значимость приобретает разработка эффективных «стратегий выхода». Такие стратегии должны способствовать оптимизации затрат и сосредоточению усилий и имеющихся ресурсов на создании благоприятных условий для закрепления политического урегулирования, недопущения рецидива конфликтов и обеспечения эффективного постконфликтного миростроительства.

Дополнительного внимания требует вопрос о том, как рационально сочетать миротворческие и миростроительные мандаты, как и когда подключать возможности Комиссии по миростроительству, специализированных структур системы ООН и региональных организаций.

Российские миротворцы участвуют в операциях на Ближнем Востоке, в различных регионах Африки, в Косово, Восточном Тиморе, Гаити. Наши вертолетные подразделения развернуты в составе миссий ООН в Судане, а также в Чаде и ЦАР. Россия оказывает весомую материально-техническую и транспортную поддержку миротворческим операциям ООН, осуществляет подготовку гражданских полицейских из различных регионов. Подтверждением нашей линии является ежегодный взнос в размере 2 млн. долл. в Фонд по миростроительству. Намерены и в дальнейшем увеличивать наш практический вклад в миротворческую и миростроительную деятельность ООН.

Комментарии ()