Об 11-ом раунде российско-германских Межгосударственных консультаций на высшем уровне, Мюнхен, 16 июля 2009 года

16 июля 2009 г. в Мюнхене пройдет 11-й раунд российско-германских Межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием членов правительств России и Германии. Двусторонние саммиты в данном расширенном формате проводятся в ежегодном режиме с 1998 г., попеременно в России и Германии. Планируется участие под председательством Президента России Д.А.Медведева и Канцлера ФРГ А.Меркель большого числа руководителей российских и германских министерств и ведомств.

1. Предстоящий саммит с учетом выборов в бундестаг 27 сентября с.г. дает сторонам повод для подведения промежуточного баланса взаимодействия за четырехлетний период, которое развивалось конструктивно на фоне непростой ситуации на международной арене и в европейских делах в эти годы. Российско-германское стратегическое партнерство подтвердило такие отличающие его характеристики, как зрелость и неподверженность конъюнктуре, зарекомендовав себя в качестве фактора, способствующего стабилизации пространства Евро-Атлантики. Важный момент, свидетельствующий в пользу дальнейшего поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества, — совместный курс на придание двустороннему взаимодействию качества «партнерства для модернизации», а также наличие в ФРГ в целом широкого консенсуса в отношении значимости высокого уровня российско-германских отношений, нашедшего отражение в предвыборных программах всех основных германских политических партий.

2. Процесс глубокой трансформации системы международных отношений и мирохозяйственных связей, ускоренный глобальным кризисом, открывает для России и Германии в отсутствие между ними глубинных противоречий дополнительные возможности для сближения позиций и расширения поля сопряжения интересов, в том числе применительно к таким ключевым задачам, как перевод в плоскость практической реализации продвигаемой Россией инициативы заключения Договора о европейской безопасности (ДЕБ), восстановление позитивного потенциала отношений Россия-НАТО, обновление международно-правовой базы в сфере глобальной и европейской энергетической безопасности.

3. С учетом этого на повестку дня переговоров Президента России и Канцлера ФРГ выносятся в качестве фокусных тем актуальные задачи обеспечения глобальной и европейской безопасности, поддержания стратегической стабильности, нераспространения ОМУ, возвращения на передний план большой политики проблематики разоружения и контроля над вооружениями, урегулирования конфликтов, противодействия новым вызовам безопасности, включая борьбу с международным терроризмом и пиратством в районе Африканского Рога, состояния мировой экономики в условиях глобального кризиса, перестройки на основе многополярности мировой финансовой системы, реформирования Бреттон-Вудских институтов, создания действенных надзорных механизмов за функционированием кредитно-финансовых рынков в глобальном измерении. В этом контексте приоритетный блок для обстоятельного анализа – влияние кризиса на динамику масштабных российско-германских торгово-экономических и инвестиционных связей и возможные меры по государственной линии, направленные на их поддержку и стимулирование.

4. Как влиятельный член ЕС и НАТО, настроенный на продвижение процессов сотрудничества и интеграции в евроатлантическом измерении на основе уважения и учета российских интересов, Германия выступает для России естественным и значимым партнером по диалогу о путях движения к новому качеству сотрудничества в геополитическом «треугольнике» Россия-ЕС-США с целью урегулирования комплекса глобальных и региональных проблем. Представляется полезным в этом плане задействование накопленного между Россией и Германией солидного потенциала взаимного доверия для позитивного «переформатирования» повестки дня мировой политики с учетом и в развитие договоренностей и взаимопониманий в ряде практических областей, достигнутых по итогам переговоров Президента России Д.А.Медведева с Президентом США Б.Обамой (Москва, 6-8 июля с.г.) и рабочего визита Канцлера ФРГ А.Меркель в США (25-26 июня с.г.).

5. С учетом итогов встречи в верхах в рамках «восьмерки» (Аквила, 8-10 июля с.г.) на первый план российско-германского политического диалога выдвигается тема содержательного наполнения очередного саммита «двадцатки», намечаемого в Питтсбурге на 24-25 сентября с.г., включая проработку продвигаемой Канцлером ФРГ А.Меркель инициативы согласования «Хартии устойчивого развития» в качестве документа, призванного вобрать в себя заявленные «Группой двадцати» принципы и дать старт их кодификации.

6. Базовой основой и движущим фактором всего комплекса российско-германского сотрудничества традиционно выступают разветвленные экономические связи. До кризиса Германия долгий период занимала лидирующие позиции во внешнеторговом обороте России, оставаясь для отечественной экономики одним из ведущих инвесторов, прежде всего, в ее реальном секторе, наиболее значимом с точки зрения решения задач по его перевода на инновационный путь развития. В докризисный период, в том числе в силу высокой степени взаимодополняемости экономик России и Германии, наблюдалась ежегодная динамика прироста двустороннего товарооборота в среднем в 25-30% в год. По итогам 2008 г. был достигнут рекордный уровень в 67,2 млрд. долл. против 32,9 млрд. долл. в 2005 г. Доля ФРГ в российском импорте составила в 2008 г. – 12,8%, в экспорте – 6,9%.

7. Вместе с тем, в непростых условиях глобального кризиса на саммите будут в практическом плане рассматриваться меры, направленные на поддержку двусторонних экономических связей, в частности, через диверсификацию структуры товарооборота, кредитную поддержку коммерчески обоснованных и реализуемых в новых рыночных условиях контрактов, усиление акцента на создание в России с участием инвесторов из Германии импортозамещающих производств, развитие экономически и социально значимой инфраструктуры, продвижение стратегических производственных альянсов и проектов инвестиционного сотрудничества преимущественно в сфере высоких технологий, научно-технической кооперации и инноваций.

Важная тема — привлечение российского капитала в германские компании, испытывающие в связи с кризисом затруднения. В фокусе политического и общественного внимания в ФРГ — реализация сделки по приобретению международным консорциумом в составе канадско-австрийской компании «Магна», Сбербанка России и «Группы «ГАЗ» в качестве индустриального партнера активов германского автомобильного производителя «Опель», выделяемого из проходящего процедуру банкротства американского автогиганта «Дженерал Моторс».

8. В более широком смысле речь пойдет о форсировании перехода в двустороннем формате от традиционных, преимущественно торговых форм взаимодействия к научно-технологической, производственной и инвестиционной кооперации. Особое место в этой связи отводится проектам-«маякам» в энергетике, включая возобновляемые источники энергии, альтернативную энергетику, энергоэффективность, энергосбережение, на транспорте, в авиакосмической и автомобильной промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере здравоохранения, подготовки управленцев для государственной службы и корпоративного сектора, повышения переподготовки инженерных и повышения квалификации рабочих кадров.

9. В режиме «сверки часов» планируется обсудить вопросы, касающиеся политической поддержки и сопровождения проекта сооружения в соответствии с графиком трансграничной газотранспортной системы «Северный поток», призванной укрепить гарантии надежного энергообеспечения Европы на долгосрочную перспективу. Другая тема для поиска решений — обеспечение оплаты Украиной в полном объеме поставок российского газа, включая рассмотрение вопроса о предоставлении Киеву Евросоюзом и Россией целевых кредитов, предназначенных для финансирования закачки требуемых объемов газа в подземные газохранилища, играющие ключевую роль в обеспечении его надлежащего транзита конечным потребителям в странах ЕС.

10. В контексте реализации задач, вытекающих из стратегии «партнерства для модернизации» как экономической, технологической и социальной основы российско-германских отношений современного профиля, внимание будет также уделено наращиванию взаимодействия в сфере фундаментальных и прикладных исследований, науки, образования, здравоохранения, молодежных обменов, демографической политики, диалога и взаимодействия гражданских обществ.

11. На саммите будет проанализирован ход осуществляемой на межведомственном уровне многоплановой работы по развитию договорно-правовой базы развития российско-германских отношений. Планируется подписание обновленного межправительственного Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, ряда межведомственных и межкорпоративных документов.

12. Основываясь на Совместном заявлении на высшем уровне от 11 апреля 2005 г. о стратегическом партнерстве в области образования, научных исследований и инноваций, Россия и Германия продолжат реализацию в качестве головных партнеров масштабных общеевропейских научно-технологических проектов: сооружение в Гамбурге рентгеновского лазера на свободных электронах (XFEL), а также создание в Дармштадте Европейского центра по исследованию ионов и антипротонов (FAIR).

13. Культурно-гуманитарное измерение сотрудничества, интенсивный диалог гражданских обществ, разветвленные связи по линии НПО, партий, общественных объединений, расширяющиеся молодежные, образовательные обмены, широкие контакты между людьми выступают в совокупности дополнительной гарантией устойчивости и расширения потенциала российско-германского партнерства. Роль генератора идей здесь принадлежит российско-германскому Форуму общественности «Петербургский диалог», который проведет «на полях» саммита свое 9-ое заседание по теме: «Пути выхода из кризиса глазами гражданских обществ России и Германии». В итоговом пленарном заседании Форума предполагается совместное участие Президента России Д.А.Медведева и Канцлера ФРГ А.Меркель.

14. Краеугольный камень взаимного доверия и добрососедства между Россией и Германией — историческое примирение между народами двух стран. Вытекающие из прошлого вопросы между россиянами и немцами решены в политическом плане окончательно и бесповоротно. Это позволяет успешно взаимодействовать сегодня и выстраивать приоритеты на будущее. В связи с предстоящими в 2010 гг. «круглыми датами» совместной истории предполагается продолжить обсуждение программы совместных мероприятий, посвященных 65-летию Победы над нацизмом и 20-летию объединения Германии.

Комментарии ()